Xan>> Даже хуже: нельзя заниматься разработкой - даже смотреть в потолок, ковыряясь пальцем в носу и при этом что-то космическое обдумывать.
А.С.> Нет, в законе о космической деятельности все виды космической деятельности прямо перечислены И приёма сигнала со спутников среди них нет.
У нас несколько иначе.
Не могу найти.
Помню слова "разработка" и "прием информации".
Ну, спишем на склероз и замнём.
Xan>> Наклонил голову, ЦТ сместился.
А.С.> С того, что ракетой управляют не силы, а моменты.
Угу.
А.С.> И смещение ЦТ и ЦД в одну сторону (скажем, вправо) может вызывать моменты, направленные в противоположные стороны (по часовой стрелке и против, в зависимости от того, где ЦТ и ЦД располагаются).
Нет.
Это, скорее, про устойчивость.
Вот летит прямая ракета прямо. Все боковые силы и моменты компенсируются.
Вот наклонили (невесомую) голову вправо.
Каким образом может появиться аэродинамический момент влево?
Каким образом на наклонённую голову может действовать сила влево?
(Голова по длине небольшая, скажем четверть от всей ракеты.)
Xan>> Не понимаю, как такое может быть. Если коэффициенты знак не меняют.
А.С.> Ещё раз. Тебе вначале нужно перевести голову из одного крайнего положения в другое за 0,5 секунды. А теперь - за 0,1 секунды. На моторчике для этого должны быть разные напряжения? Не забывай, что ты воюешь не только с аэродинамической силой, но и с моментом инерции башки.
1. Предельная скорость моторчиков от режима не зависит.
2. Инерция башки в данном случае очень маленькая, минимум на два порядка меньше аэродинамики.
А.С.> Теперь. Если у тебя у башки есть присоединённая ударная волна, то гладкой зависимость подъёмной силы от угла будет только для "тупой" (лучше всего - полусферической) формы, для острой, которая повыгоднее на сверхзвуке, там будет излом, место с недиффиренцируемостью. В результате на трансзвуке, когда местами обтекание уже сверхзвуковое, но, в большинстве ещё дозвуковое, аэродинамический момент, действующий на голову относительно корпуса, может менять знак, в зависимости от скорости.
А можно какую-нибудь картинку показать. График какой-нибудь. Для примера.
Ну и предполагается, что переход через звук будет быстрый, порядка секунды. В это время можно и не рулить.
А.С.> С чего же хорошо-то? центр тяжести смещается по мере выгорания топлива. Ну и что, что ближе к голове? коэффициенты-то корректировать всё равно нужно.
Очевидно, что нужно. Они и будут корректироваться. Просто этим будет заниматься одна и та же функция (программная).
А не разные для разных режимов.