На школьную "Ярмарку идей на Юго-западе" (см.
«Ярмарка идей на Юго-Западе 2011» ) представлен проект «Беспилотный орбитальный грузовой дирижабль» (код её Ф1-1089), многие идеи которого почерпнуты с этого форума или обсуждались на нём - о чём авторы с благодарностью пишут в книге (лучше сказать - брошюре) проекта.
Поскольку в 7-8 классе можно позволить себе максимализм, то авторы намеренно выбрали радикальные "предлагаемые обстоятельства", взяв в качестве сферы применения дирижаблей перевозку грузов не уникальной, а массовой номенклатуры.
Довольно радикальными являются и некоторые из предлагаемых решений (хотя они и неоднократно всплывали в дискуссиях на этом форуме):
- принципиально беспосадочная схема полёта (не считая случаев необходимости капитального ремонта),
- максимальная привязка маршрута к струйным течениям - и, как следствие, принципиально одностороннее движение дирижаблей в направлении с запада на восток на высотах 9-10 км (в этом смысле и использовано слово "орбитальный"),
- как следствие - беспилотная схема управления движением и всем функционированием "орбитальных" дирижаблей, контролируемых из единого наземного Центра управления через бортовые компьютерные комплексы,
- заглублённая конструкция эллинга для постройки/кап.ремонта дирижаблей, в качестве основы которого предложено использовать открытые горные выработки добычи полезных ископаемых.
Другие предлагаемые решения - вполне традиционные для обсуждаемых сейчас проектов дирижаблей:
- полумонококовая конструкция дирижабля (с удлинением 3,5 и объёмом от 1 млн. кубов),
- солнечные батареи, аккумуляторы и электродвигатели как основа построения его силовой системы,
- использование флегматизированного водорода как рабочего тела и для создания аэростатической силы, и для резервных источников питания.
Более оригинальны такие предложения, как:
1. Загрузка/разгрузка "орбитальных" дирижаблей "шаттлами"-монгольфьерами (или розьерами) - есессно, тоже беспилотными и тоже контролируемыми из наземного Центра управления. Впрочем, и с загружаемого борта, куда после стыковки "шаттлы" втягиваются через шлюз и со сложенной оболочкой хранятся до момента разгрузки над точкой назначения.
2. Поддержка груза при транспортировке и хранении в трюме "лифтом": газовым аэростатом, обеспечивающим небольшую отрицательную плавучесть. Тем самым снимается нагрузка на элементы каркаса и проблема статической балансировки разгруженного дирижабля
3. Перекрытие заглублённого эллинга надувной крышей-мембраной, устанавливаемой и снимаемой при необходимости с помощью грузовых привязных аэростатов.
В последнем случае был, наверное, соблазн использовать грузовые вертолёты; но уж очень хотелось, видно, обойтись исключительно воздухоплавательной техникой.
Естественно, всё это скорее игра, призванная разбудить в пацанах фантазию и желание больше узнать о воздухоплавании и смежных областях: от метеорологии до реальных перспектив развития hi-tech.
Спрашивать ребят, типа того, "а как будут растаможиваться автоматически доставляемые грузы?", наверное, бессмысленно.
Желающие же задать им вопросы по представляемой ИДЕЕ могут сделать это лично, выступив в качестве эксперта на упомянутой "Ярмарке". Для этого надо зарегистрироваться по указанной выше ссылке в разделе "Эксперты", указав в комментарии для Оргкомитета, что специальность ваша - авиация. Или, на худой конец, физика - поскольку именно к этому школьному "предмету" отнесён данных проект.
Верно, выбор оцениваемых работ делает компьютер, так что в 10 назначенных эксперту работ - с кодом Ф1-1089 может и не попасть; но эксперт может выбрать её в качестве дополнительной. По опыту, заслушивание одной работы занимает 5-10 мин (в зависимости от желания вникать в предложенную идею).
Происходить это действо будет в субботу 4 апреля в Университете дружбы народов (ул. Миклухо-Маклая, д.6); регистрация явившихся экспертов в 11-00 мск.
С уважением
и надеждой на встречу