Вот...по теме маленько, Спер:
16 марта 2009 16:17
Боевая машина поддержки танков "выросла" из советского "пограничного танка"
Разработка предшественников боевой машины поддержки танков началась еще в 80-е годы. Как рассказывает на
Интернет-магазин велосипедов "Тур-де-Франс" историк танкостроения Алексей Хлопотов, идея выглядела тогда здраво: машина должна была изготавливаться на бронетанковых ремонтных заводах путем конверсии устаревающих образцов по возможности с минимальными переделками.
Одним из основных исполнителей темы был Киевский технический центр. Машина должна быть выполнена на базе ранних моделей танка Т-72 с установкой новой 45-мм автоматической пушки. Однако не срослась - идея не была воплощена в металл . Второй этап начался под занавес Афганской войны.
По воспоминаниям зам. начальника СКБ-200 Михайловского, в самом конце 80-х челябинское ГСКБ-2 под руководством Вершинского получило заказ на разработку машины, известной как "горный танк" или "танк для пограничников". Учитывая, что на границы Союза становились все горячее и горячее, пограничникам понадобилась машина с хорошими характеристиками подвижности и высоким уровнем защиты.
Однако вооружение основного боевого танка было для них избыточным. Под эту идею и под свои технологические возможности и производственно-экономические интересы челябинское КБ последовательно выдало 4 (!) варианта такой машины. Первый ближе всех был к предыдущей концепции и, как я
предполагаю, базировался на наработках киевлян. Последовавшие за ним 2 образца представляли по сути самостоятельные машины - от базовой конструкции Т-72 осталась только ходовая и МТО.
Все остальное, включая корпус, у них были свои собственные. Их экипаж составлял 7 человек. В носовой части устанавливались 40-мм автоматический гранатомет, за башней в корпусе в спонсонах стояли 2 крупнокалиберных пулемета "Утес". Образец N2 вооружался двумя 30-мм малокалиберными пушками 2А72, а образец N3 получил комплекс вооружения БМП-3, но в существенно лучше защищенной башне. Обе машины имели оригинальную и достаточно серьезную защиту корпуса, выполненную по модульному принципу.
Следом на чертежах появился образец N4, его корпус был удлинен на 1 каток. Работы были прекращены во второй половине 90-х годов в связи с тем, что все работы по оборонной тематике в Челябинске были свернуты вообще. Наработки были переданы в Нижний Тагил.
Однако тагильчане традиционно имели свой взгляд на вещи и не хотели просто копировать чужие наработки. В результате получилась машина совершенно не похожая на то, что разрабатывали в Челябинске. А "горные танки" в настоящее время ржавеют в Подмосковье.