au> Shape-shifting skin to reduce drag on planes and subs - tech - 16 April 2008 - New Scientist
Хм, они кажется наконец окончетельно раскрыли механизм дельфиньей шкуры.
Эффект был известен еще с 60-х гг. Тогда был один ученый, который будучи одним из пионеров бионики попытался понять почему у дельфинов непонятные ямочки и борозды на шкуре, в разнах местах появляются и исчезают при движении. Он попытался объяснить это тем, что резиноподобная шкура адоптируется под турбулентности и сглаживает их локально. Тот ученый даже обернул торпеду подобным покрытием и сразу разогнал ее за счет этого до зверских скоростей. Потом эта теория была опровергнута и по сей день никто не знает как и почему оно все-равно работает. Похоже, что сейчас таки умудрилисъ пару важных нюансов раскрыть...
Проблема будет, как всегда в исполнении. Риблетс тоже пророчили большой успех, когда Аэробус наклеил несколько м
2 этой фольги на один из своих лайнеров и сразу получил экономию топлива в 2-3%. Потом была головная боль как это фольгу крепить, чистить, вообще содержатъ... В конце-концов все заглохло... Да и у олимпийских пловцов в конечном итоге выяснили, что не совсем все так хорошо, как думали...
Вообще, бионика - классная вещь. У боинга в главной Штаб-квартире висел долго такой постер: здоровенный шмель в полете и подпись под ним: "Наши инженеры рассчитали, что по всем законам физики шмели не могут летать. Правда, шмели об этом не знают"
П.С. Понять статью на 100% мешает мой слабоватый английский.