Воспоминания наших ИБАшников:
Показательный случай с щитками произошел у меня на авиабазе Мары в августе 1986 года. Мы в ту пору летчики второго года службы, в боевом полку г.Талды-Курган, 905 иап усиленно готовились к учениям, а заодно и на второй класс. Как сейчас помню, в июне и июле я налетал по 24 часа. Заместитель командующего ВВС САВО г-л л-т Тимченко, чтобы мы не перегорели, отправил шестерку старых лейтенантов в профилакторий, в Алма-Ату на неделю. Пиво, танцы и молодых женщин не забыть никогда. Но воинский долг зовет и мы опять в кабинах истребителей.
Перелет в два этапа Талды-Курган, Чимкент, Мары прошел успешно, с одним подфюзеляжным подвесным топливным баком. Наш маршрут проходил через всю Советскую Среднюю Азию, пять союзных республик. В тех краях теперь больше американских, чем наших штыков.
Прилетели, мягко сели. Получаем первую задачу на поиск и 'уничтожение' крылатых ракет. Начали готовиться, район поиска известен. Полет 'крылатых ракет' имитировали местные летчики на самолетах МиГ-21. Тактика применения ракет проста, летит 'сигара' на малой и предельно малой высоте по запрогромированному маршруту, с околозвуковой скоростью к своей цели. Наши 'агрессоры' тройками выходили в заданную точку маршрута и веером расходились с разницей в курсах примерно 20 градусов. Снижаются настолько, сколько позволяет здоровье, по прибору держат скорость в районе 800 км/ч. В таких условиях для поиска цели времени мало, поэтому, кто первый увидел, тот сразу атаковал с докладом командиру. Район поиска велик и нам пришлось рассредоточиться на две пары. Наша пара заняла высоту 2000м, вторая 2500м. Стреловидность крыла 16 градусов, режим работы двигателя экономичный, с виду все спокойно, а внутри сердце от напряжения норовит выскочить наружу.
Первым 'балалайку' увидел я под неудобным углом поздновато почти в 70 градусов слева направо, он уходил под меня. Сваливаю МиГ вправо и вниз. Сразу крыло 45 градусов, включаю 'максимал' двигателю и вдогон 'форсаж'. Пока развернешься, на какое то время цель выпускаю из поля зрения. Но Солнце не всегда в глаз летчику, иногда и помогает. Блик от 'фонаря' кабины демаскирует самолет цель. Вот тут я в полной мере ощутил хорошие разгонные характеристики МиГ-23 МЛД, крыло 72 градуса, полный форсаж. Несколько секунд разгона, и я уже начинаю притормаживать с перекладкой крыла на 45 градусов, чтобы не проскочить вперед цели. Выполнил 3 типовые атаки с разных направлений. Связался по радио с летчиком цели, передал ему свой позывной для объективного контроля. Посмотрел на остаток горючего по прибору, ещё можно остаться в зоне, подежурить. Перевел самолет в набор, начинаю осматривать каждый клочок земли Туркменской степи. По рации слышу, летчики звена атакуют другие цели. Снова под неудобным мне углом 'крылатая ракета' пылит. История повторяется, разогнал самолет, преследую. Чтобы не пролететь вперед выпустил тормоза, успешно атаковал вторую цель. Летчик цели спрашивает меня: 'Отработал'? Отвечаю: 'Отработал', 'Тогда пристраивайся ко мне, пошли домой вместе'. После боя уже особо гнать некуда, я плавно увеличил обороты, а цель удаляется, ещё больше обороты, не могу догнать. Прошу 'цель' скорость на 50 поменьше. Подошел к нему слева близко, оказалась спарка МиГ-21 УМ, покачал крылом. Идем вместе, все внимание во внекабинное пространство, они рассматривают меня, я их.
Зона воздушного боя примерно в ста километрах от аэродрома, там, на форсаже погонял, на малой высоте и обратно на повышенных оборотах. Очень поздно я заметил, что у меня выпущены тормозные щитки. Да и пожадничал со второй атакой. Нужно было после первой идти на посадку.
Как только загорается табло 'Аварийный остаток', указатель топливомера становится основным пилотажным прибором. Мне бы перейти на экономичный режим, выпустить крыло 16 градусов и на хитром газе подходить одному. Но природная скромность и азарт только что прошедшего боя не дали трезво мыслить моей голове.
Подходим с Севера под углом к посадочной полосе на высоте 2700 метров. Руководитель полетов дает команду: ' К дальнему 2700, снижение, роспуск надо мной, посадка по одному'. Оценил остаток топлива, на полет по кругу не хватит. Наконец-то чувство реальной опасности заставило меня быстро соображать, а главное действовать. На удалении примерно километров 10 прошу РП на посадку с ходу. Как назло, на кругу, как в тесной бане, экипажи возвращаются с других заданий. РП запрашивает меня: 'Остаток'? Я обманываю и завышаю (боязнь репрессий). Руководитель повторяет, роспуск надо мной. Делать нечего, подходим, но ведь горючего нет. В районе дальнего привода прошу ещё раз посадку с хода. И он мудрейший, сидя в жарком помещении, потный, на 'электрическом' стуле, но всё-таки на твердой земле повторяет, как приговор: ' Роспуск надо мной'! С этого момента я принимаю решения самостоятельно. Убираю над дальним приводом обороты на малый газ, выпускаю крыло 16 градусов и начинаю снижаться правой нисходящей спиралью. Поплотнее притянул привязную систему, осмотрелся и мельком посмотрел на ручки катапульты. Выпустил шасси, закрылки.
Расчет получился, лучше не пожелаешь. На установленной скорости, как с крутой глиссады. Когда перед выравниванием посмотрел на указатель топлива, прибор показывал ровно ноль. Зная, что двигатель подлежит снятию с эксплуатации, если выключится по причине полной выработки топлива, думаю, только коснусь полосы, сразу выключу двигатель. Коснулся, выпустил парашют, притормаживаю, самолет пуст, торможение хорошее. Новые мысли, если в воздухе не выключился, может дорулю. Дорулил на малом газе, выключил. Техник самолета поднялся по стремянке, показываю на прибор, минус 50 литров. Он только рукой махнул, главное сам выключил, а горючее, да кто его считает.
В курилке рассказал все, как было. Больше всего мне досталось от местных летчиков. На разборе полетов командир полка меня поднял и спросил, что там у тебя произошло? Я ответил, что высветился аварийный остаток. Никто со мной разбираться не стал. Видимо у командиров и без этого проблем хватало.
Итог одного вылета: из шести целей, мы звеном перехватили четыре. Из них две мои.
____________________________________________________________________
Итого: в 1986 году МиГ-23МЛД перехватывал МиГ-21, идущие на 800 км/ч на дальности в 100 км от своего аэродрома в ясную погоду. Перехватили звеном(!!) 4 из 6... Кто тут собирался с эшелона ночью в СМУ расстреливать F-111?