[image]

Private Space Launch - создание ракеты на ГРД

Проект, посвященный созданию носителя на ГРД
 
1 8 9 10 11 12 75
+
-
edit
 

FRC

опытный

biostar_37> Нет, Сергей, все намного проще. Это мой частный совет Антону основаный на личном опыте.
Я искал в Яндексе именно магазины химреактивов в МСК, но мне удалось найти только фирмы, тогрующие реактивами, причем за безнал. Это не проблема, но не удобно. Но в любом случае, я уже купил пигмент железный в сроймагазине. 220 рублей 5 кг. А с шариками для пинпонга - это круто. Сегодня буду растворять.
   7.07.0

zyxman

опытный

Здравствуйте!

Я электронщик и программист, и умираю со скуки, и случайно узнал что могу для вас чего-то электронное сделать ;) Вам интересно?

Кстати насчет химреактивов: извините за банальность, посмотрите базары в смысле удобрений и прочей химии для растений - там много чего встречается, хотя и не очень высокой чистоты и нередко именно в виде готовых смесей, также иногда чего-то бывает в цветочных магазинах (обычно женщины знают такие магазины где все для любителей держать дома цветы).
А вот еще встречаются магазины для пчеловодов, так там обычно чистота намного лучше.

Еще есть строительные супермаркеты. Еще есть автобазар/автомагазины, но там несколько другая специфика - там например есть серная кислота и тоже различные химикаты.
Еще есть радиолюбительские магазины (точнее магазины для электронщиков) - там все очень чистое но тоже своя специфика.

Пигменты соответственно и встречаются в магазинах покрытий - лаков/красок; также бывают неплохие отделы лаков/красок в строительных и в магазинах обоев и декора.
   1.5.0.61.5.0.6
Это сообщение редактировалось 07.08.2009 в 02:02

FRC

опытный

zyxman> Здравствуйте!
zyxman> Я электронщик и программист, и умираю со скуки, и случайно узнал что могу для вас чего-то электронное сделать ;) Вам интересно?

Интересно. Только надо мне самому сначала сформулировать планы по электронике. Думаю, после первых испытаний, можно будет что-то определенное сказать. Спасибо за предложение.

По реактивам и проч, все понятно. Все уже купил именно там, где и говорили (рынки, магазаны).
   7.07.0

FRC

опытный

Дела все никак не позволяют довести систему для готовности к первым испытаниям. По сути осталось только:
1. сделать пиросостав для клапана (нитроклей сделал, порох купил, селитра есть).
2. сделать топливную шашку. Поскольку мне не нравится качество шашки из PVC (по размеру стандартная труба не подходит, а при обточке получается неровная прилегающая поверхность), я решил сделать ее из эпоксидки. А чтобы не возиться еще и со стартовой шашкой, часть топливной шашки я наполню селитрой+сурик (или всю....). У шашки сделаю "бронировку" дабы можно было шашку вытащить из КС после использования + на случай полного ее выгорания.
На первых испытаниях не важен импульс. Надо понять, 1) выдержит ли Al сопло с керамическим покрытием, 2) нужно ли модифицировать вентиль баллона (рассверливать проходное отверстие) для уверичения секундного расхода ЗА через него, 3) выдержит ли цельнокерамическое сопло из Al2O3.
   7.07.0

zyxman

опытный

FRC> Интересно. Только надо мне самому сначала сформулировать планы по электронике.

Если вас не затруднит, сформулируйте пока неспешно самые основные требования - массогабаритные ограничения, и ваши возможности по электропитанию (самые худшие случаи).
И как вы относитесь к Linux/КПК итп?

FRC> Спасибо за предложение.

Спасибо и вам, за интересный проект.

FRC> Думаю, после первых испытаний, можно будет что-то определенное сказать.

Главное не торопитесь с испытаниями. Вы нам нужны живым!
   1.5.0.61.5.0.6

RLAN

старожил

FRC> .... А чтобы не возиться еще и со стартовой шашкой, часть топливной шашки я наполню селитрой+сурик (или всю....).

Я бы так не делал. Это две совсем разные задачи.
Ты сначала испытай конструкцию с минимальными рисками. Шашку вставь хоть из дерева.
А дальше по этапам.
   6.06.0
+
-
edit
 

biostar_37

втянувшийся

FRC> Только надо мне самому сначала сформулировать планы по электронике.
Ну тягу на стенде тебе мерить точно как-то надо. Все остальное ИМХО - приблуда (я имею в виду электронику) и может подождать.
   

FRC

опытный

Всем привет.
Сейчас 23.10 по Москве. Пишу из мастерской. На данный момент, мотор готов к первым испытаниям, которые я буду проводить здесь же.
Я использую шашку эпоксидка + калиевая селитра (RLAN, я видел тове замечание, но к тому моменту уже залил материал).
Шашка пироклапана - ЧП+нитроклей (пинпонговые шарики, растворенные в ацетоне). Отличная идея про шарики. Сохнет, правда, сутки где-то.
Если все пройдет нормально, видео выложу на Ютьюбе. Честно говоря волнуюсь.Доклад через час. До встречи :)
   7.07.0

Serge77

модератор

Мой прогноз:

пироклапан не выдержит давления закиси и лопнет при заправке - 40%
пироклапан сгорит, но не подожгёт шашку - 50%
   3.03.0
+
+1
-
edit
 

FRC

опытный

Serge77> Мой прогноз:
Serge77> пироклапан не выдержит давления закиси и лопнет при заправке - 40%
Serge77> пироклапан сгорит, но не подожгёт шашку - 50%

Слава Богу ничего из вышеописанного не произошло!

Эмоции бьют через край, так что за сумбур извините. По порядку.
Для чего: отработать и проверить зажигание.
Изначально я решил не замыкаться на электроподжиге, т.к. это потребовало бы еще 1-2х дней подготовки. Обычный шнур должен быть поджечь шашку клапана и все. Старовую шашку я решил так же не использовать, а сразу (ну поторопился, каюсь) сделать топливную шашку с калиевой селитрой. И тут начались проблемы с поджигом. Шнур был короткий (до половины камеры), т.к. предполагалось, что поджиг будет в след. последовательности: 1) поджигается "твердый" бензин (бензин+канифоль), 2) эта смесь поджигает/разогревает топливо и оно начинает гореть 3) огонь доходит до шнура и поджигается шашка пироклапана. Но не вышло. Канифоль в бензине (раствор) отказывалась гореть в двигателе. Потому я прибег к экстренному варианту: заготовленная для карамельки селитра+сахарная пудра. Смесь засыпал (грамм 50-70) в сопло. Прежде чем поджигать, дал давление на клапан. Он выдержал (да и небыло соменний если честно. "шариковая" смесь застыла намертво.). Поджог, открыл за веревочку подачу ЗА. А дальше смотрите на видео : The first hybrid rocket motor 1000N test - YouTube
Жалею только, что сразу закрыл подачу ЗА после начала работы и не дал выйти на режим. И задачи такой небыло и показалось, что долго работал. Оказалось не более секунды. Это как первый прыжок с парашютом... приземлился и ничего толком не помнишь. На видео, 1/10 того грохота и той красоты (и информации), которая промелькнула за секунду работы. Представляю что будет при 3-5 секундах.
Кстати, камера выключилась сама прямо в момент окончания фейерверка :) Обидно, там еще догорания были.


1. расцениваю работу пироклапана как отличную.
2. топливо эпоксидка + селитра является удобным.Вместо стартовой шашки (пока) возможно использовать порошок (селитра + сахар). В последствии необходимо сделать нормальную шашку.
3. Обязательно сделать электроподжиг (удобнее, безопаснее).
4. Обязательно установить электропривод крана подачи ЗА.
5. Двигатель проработал мало, так что объктивно судить сложно, но, покрытие сопла и критика не нарушились.
6. Испытания надо проводить в безлюдном месте, далеко в поле. Это позволит меньше волноваться.


Хочу сказать огромное спасибо всем, кто помогал (советом, критикой, сомнениями)! Следующий прожиг будет уже для проверки двигателя на тяге не менее 5 секунд. О дате сообщу позднее.
   7.07.0
Данное сообщение является официальным предупреждением
UA Serge77 #10.08.2009 09:11  @FRC#10.08.2009 02:06
+
-
edit
 

Serge77

модератор

FRC, ты перебегаешь дорогу перед самыми машинами по сто раз на день. Это ВСЕГДА плохо заканчивается. Если ты и дальше будешь продолжать в такой безбашенной манере, я удалю твою тему с форума.
   3.03.0

RLAN

старожил

FRC> Хочу сказать огромное спасибо всем, кто помогал (советом, критикой, сомнениями)! Следующий прожиг будет уже для проверки двигателя на тяге не менее 5 секунд. О дате сообщу позднее.

Твое сообщение вызвало однозначную реакцию.
Ты же вроде взрослый, серьезный, состоявшийся человек. Что это за ребячество?
Адреналин, нервы пощекотать сам люблю. Но есть разумные границы.
Или делай это втихаря и не светись.
В конце концов каждый сам кузнец. И если оторвет - сам виноват.
Но пострадают не только твои близкие, но и косвенно местные участники.
Это нечесно.
   6.06.0

FRC

опытный

Не совсем понимаю в чем именно проблема? Подача от бака (баллона), с остатками ЗА грамм 300-400. На магистрали обратный клапан + огнегаситель. Управление дистанционное (открытие вентиля троссом 15м, закрытие неоднократно проверенной на ЗА пружиной). Сам я за 10метров за углом гаражей. Гаражи рядом необитаемы. Время позднее (12.30) народ не шатался.
Поджиг только выглядел небезопасным, а на самом деле 100% безопасный, т.к. сначала поджигалась смесь стартовая, а только потом, когда я добежал до укрытия, за шнур я даю давление на клапан. И только так.
Не ругайтесь. Для отработки зажигания нереально везти всю конструкцию за город. Вот для полноценных испытаний подходит только поле. Все последующие прожиги будут только вне города.
   7.07.0

avmich

координатор

Я не могу прямо сейчас указать на явные промахи в плане безопасности - смотрел по диагонали. Неприятно поразила шатающаяся трубка, в которой находится кран, открываемый дистанционно. Вот это -

FRC> Для отработки зажигания нереально везти всю конструкцию за город.

- косвенно демонстрирует недооценку важности соблюдения правил ТБ - действительно, не только для блага FRC, но и для блага ракетолюбительского сообщества.

Но я не хочу осуждать априори. Серж и Рлан - опытные и здравые участники, они, возможно, укажут подробнее, что именно считают неправильным.
   3.5.23.5.2
UA Старатель_92 #10.08.2009 19:10  @FRC#10.08.2009 15:20
+
-
edit
 

Старатель_92

втянувшийся

FRC> Время позднее (12.30) народ не шатался.
FRC> Поджиг только выглядел небезопасным, а на самом деле...

А на самом деле ты же не можешь гарантировать, что из-за угла не вышел-бы человек в нетрезвом состоянии, или кто-то прибежал на загадочное шипение...
   
+
+2
-
edit
 

a_centaurus

опытный

FRC> Не совсем понимаю в чем именно проблема?

Я тебе набросаю вполне реальный сценарий твоего "испытания": клапан подтравливает и в момент "растапливания" тобой ни в какие рамки не лезущей адской смеси в критической части сопла, в камере происходит взрыв газообразной закиси с продуктами разложения сухой смеси сахара и KNO3... Грамм 30-50 в тротиловом эквиваленте. В лучшем случае получаешь ожог рук и лица (двигатель не разрушается, а делает плевок из сопла сгустком раскалённых до 3000 К продуктов в стиле Змея Горыныча). В худшем, после разрушения двигателя, получаешь камерой в пах...
Не хотел тебе писать больше, прочитав о "подготовке" к этому тесту, поскольку у тебя не хватает терпения делать: "копируя, как написано". А поскольку у тебя не хватает ни знаний, ни опыта, чтобы просчитать результаты содеянного, ты делаешь: "импровизируя, как получится"... Как может получиться, читай вверху.
Я уже пожалел что затеял публикацию (мне лично, абсолютно не нужную) этой темы (HRM), в надежде, что может появиться последователь. Ты грозишь превратиться в "последователя с последствиями" (или "под следствием"). Поэтому тема "ГРД: от тактики к практике" будет постепенно закрыта. Не хочу, чтобы на этой почве произростали всходы волюнтаризма и показушности.
   3.5.23.5.2

zyxman

опытный

Я рад что все прошло нормально, но высказываю надежду, что вы все-таки послушаете Сергея, a_centaurus, RLAN и очень серьезно поработаете над техникой безопасности.

Пожалуйста, не противопоставляйте себя здравому смыслу, иначе у нас всех будут проблемы!
- Как правило органам и общественности наплевать на очумелые ручки, но ровно до тех пор пока кто-то из них по глупости не совершит "подвиг", достойный тюрьмы (с нанесением ущерба окружающим) или дарвиновской премии (с исключением своего генотипа из общечеловеческого) - все такие случаи очень активно используются для дальнейшего закручивания гаек нормальным людям, а нам всем этого мягко говоря не хочется.

PS я полностью поддерживаю предупреждение модератора. Правила Техники Безопасности писаны кровью раненых и погибших!.

И еще, я бы добавил в ПТБ пункт: по возможности работать минимум вдвоем, чтобы контролировать друг-друга и быстро оказать помощь.
   1.5.0.61.5.0.6

FRC

опытный

Судя по количеству и серъезности высказываний, ТБ действительно нуждается в существенной корректировке. Почитаю, осмыслю.
Остальное не в качестве возражений (глупо возражать более опытным людям), а для себя скорее. На самом деле, если бы кто-то из высказавшихся был на месте проведения опыта, то единственное, что вызвало бы обоснованное волнение - место проведения испытания. Это действительно был риск, но риск порчи моего гаража и гаража напротив (пустующего). Ну да ладно, все равно все последующие опыты будут уже за городом в пустынной местности. Недооценил опасность, больше такого не повторится.

При поджиге "адской смеси" давления на клапане небыло вообще. Перед тем как произвести поджиг, я действительно дал давление, ЕЩЕ РАЗ проверив не тавит ли клапан. Потом перекрыл магистраль и стравил ЗА из линии через дренажный вентиль. Только потом поджог и открыл подачу ЗА находясь в безопасном месте. Может я и раздолбай в некоторых вещах, но не самоубийца.
Что касается трубки, которая качалась при открытии крана. Она, действительно, довольно тонкая, но 1) весьма прочная стальная, 2) краны чень легко поворачиваются даже при подачи жидкой ЗА. Неоднократно проверялось, т.к. на замерзание вентилей неоднократно указывалось в темах Форума. Спасибо Avmich, что обратил внимание на этот факт, подумаю как можно исправить конструкцию до следующих испытаний.

A-centaurus, не стоит прекращать тебе публиковать твои работы в данной области, т.к. они - это описание КАК НАДО ДЕЛАТЬ. А мою тему Модератор просто "убьет" или я ее подкорректирую, дабы убрать "крамольные" вещи.
И показушность не причем. Захотелось увидеть результат, чтоб импульс был продолжать дальше.

Serge77 - что мне с темой делать? Убрать?
   7.07.0

avmich

координатор

zyxman> И еще, я бы добавил в ПТБ пункт: по возможности работать минимум вдвоем, чтобы контролировать друг-друга и быстро оказать помощь.

Приведу здесь советы, высказанные на американском форуме, касательно безопасности в ракетолюбительстве.

По степени убывания важности.

1) Не работать одному и не позволять самомнению вмешиваться в процесс.

Последнее, мне кажется, особенно сложно - по-моему, ракетолюбители в принципе себя оценивают очень высоко, иначе они бы не занимались ракетолюбительством.

2) В группе (а два человека - это уже группа) должно быть общее понимание важности безопасности, и каждый член группы должен искренне, активно, на самом деле быть согласен с тем, чтобы рассматривать безопасность серьёзно с самого начала работы. Это - культура безопасности.

Если есть критика по безопасности - нельзя эту критику отторгать; нужно проводить анализ. Потому что безопасность - важнее всего, грубо говоря.

3) В дополнение к вышеизложенному, должны иметься формальные процедуры, предназначенные для того, чтобы избегнуть "спешки перед запуском" - т.е. состояния, когда хочется запустить ракету, или какую-то работающую систему пораньше. Эти формальные процедуры предназначены для того, чтобы избежать глупых ошибок (совершаемых в спешке). Должно работать правило "сначала спланируй, потом сделай согласно плану. Если нужно отклониться от плана - останови действие, переделай план и только потом начни делать".

4) Если группа не слишком маленькая, то в группе должен быть человек, с титулом, отражающим отношение к безопасности (технической...), кто должен:

- следить за тем, что сначала действия планируются, а потом делаются согласно планам;
- быть умеренно ответственным за безопасность работы группы. То есть, если кто-то как-то пострадал, этот человек должен нести некоторую разумную часть ответственности;
- быть достаточно заинтересованным в работе группы, чтобы не становиться "главным тормозом" во имя безопасности (так сказать, страховка от обратного эффекта, когда самое безопасное - вообще ракетами не заниматься);
- быть способным разъяснить вопросы безопасности (общая философия, конкретные меры, конкретное соблюдение их во время конкретных операций..), если нужно. Например, если пришёл новый человек в группу, и интересуется безопасностью. Или он не интересуется, но ему обязательно надо об этом рассказать...

Если человек может изложить вопросы безопасности - то ему легче эти вопросы знать самому.

5) Должны быть запасы, а лучше запасы на запасы, которые поначалу должны быть обязательными, а затем, по мере набора опытных данных, постепенно уточняться согласно появляющимся данным. Нужно стараться быть не просто на безопасной стороне - надо стараться быть на консервативной стороне; тогда небольшие ошибки, когда вдруг оказываешься не на консервативной стороне, всё ещё позволяют оставаться на безопасной стороне. Это как в анекдоте "а чукчам в нашем городе можно ездить бесплатно" - там была хорошая система безопасности...

6) Нужно соблюдать дистанцию от работающих устройств, типа движка на стенде. Конкретные значения дистанций подсчитываются по формулам...

Нам, пожалуй, самое важное - понять, что этим надо занимаемся серьёзно, и к безопасности необходимо относиться серьёзно.
   3.5.23.5.2

avmich

координатор

FRC, ты не представляешь, насколько больше ты нам нужен живым и здоровым. Настолько, что это даже уже не смешно.

Пожалуйста, отнесись серьёзно. Проект очень неплох - если бы не крайне подозрительные вопросы по безопасности. Они могут вообще проект сделать не то что бессмысленным, а крайне вредным, всем нам, и тебе, конечно, в первую очередь.
   3.5.23.5.2

FRC

опытный

avmich> Пожалуйста, отнесись серьёзно.

Как пионер скажу (комсомольцем побыть не успел)... ТОРЖЕСТВЕННО КЛЯНУСЬ!!! Больше подобных косяков не будет.
   7.07.0

FRC

опытный

Разобрал двигатель после первого прожига. стественно, разобрался легко руками. Канали топливной шашки увеличился на 2мм (с 20 до 22мм). Критика сопла разгореласть на 1.5мм с 13 до 14.5мм. Как и предполагал, покрытие из шамотного легковеса легко уносится струей газа.
Еще раз критически оценил двигатель с точки зрения надежности и решил не спешить с последующими испытаниями, а сделать новый, запасной по другой схеме. В принципе, еще 1-2 испытания он выдержит, но не более (корпус камеры из АД31, а она мягкая как пластелин и резьба под крепежные болты (сопла и ИГ) просто срезается). Кроме того, сопло надо все равно делать новое, так что и корпус заодно изготовлю.
Основные конструктивные особенностия нового двигателя:
1. Корпус камеры - Д16Т толщиной стенки 5мм.
2. Фланцевое крепление головки и сопла
3. Сопло Д16Т/Бронза - охлаждаемое окислителем. Часть сопла, обращенная к камере сгорания, критика и треть дивергентной части из бронзы. 16 продольных каналов шириной 5мм. Профиль сопла уже сделал, половину каналов нарезал. До выходных сделаю. Чертеж и фото выложу вечером.
4. Схема подачи окислителя: Бак - сопло - инжекторная головка.
5. Обратный клапан будет изготовлен как отдельная деталь и из шарикового модернизируется в тарельчатый (сейчас встроен в штуцер инжекторной головки).
   7.07.0

AndreyV

втянувшийся

FRC> 3. Сопло Д16Т/Бронза - охлаждаемое окислителем. Часть сопла, обращенная к камере сгорания, критика и треть дивергентной части из бронзы. 16 продольных каналов шириной 5мм.

Зачем такие сложности, да и вряд ли охлаждение поможет. Почему не хочешь сделать сопло из стали или графита?
   7.07.0

FRC

опытный

AndreyV> Зачем такие сложности, да и вряд ли охлаждение поможет. Почему не хочешь сделать сопло из стали или графита?

Ну во-первых, это не такие уж сложности :) Двигатель стендовый, расчитывается на многочисленные запуски длительностью до 10 сек. Просто удобно использовать "неизнашиваемое" сопло, а не точить через 2 запуска новое.

А почему ты решил, что не поможет охлаждение? Это ж как сделаешь :)
Если этот вариант прогорит, что ж... будет еще один из целиковой БрАЖ-4 с 3-х заходными, винтовыми каналами 2х1мм с переменным сечением (меньше у критики).
Самое сложное не изготовить (оснастка и руки есть), а сконструировать.

Вот примерно так выглядит нынешняя заготовка сопла (внизу страницы) - http://hybridrocket.web-box.ru/glubina/soplo/. Сейчас уже модернизировано окончание закритической части (новых фоток пока нет) по сравнению с приведенным фото.
   7.07.0
Это сообщение редактировалось 17.08.2009 в 18:02
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

avmich

координатор

А закись не разложится в каналах охлаждения?
   3.5.23.5.2
1 8 9 10 11 12 75

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru