Реклама Google — средство выживания форумов :)
MaterielВойна подтвердила, что в танке требуется не минимальный по численности экипаж любой ценой, а нужен экипаж, необходимый для максимального использования боевых возможностей танка, только в этом случае потери в танках и, следовательно, потери личного состава будут наименьшими.
На смену Т-34-85 был разработан танк Т-54. Установка в танк 100-мм пушки и усиление броневой защиты лобовой части башни с 90 до 200 мм были достигнуты за счет уменьшения экипажа с пяти до четырех человек — был исключен стрелок-радист. Курсовой пулемет, из которого он вел прицельный огонь по живой силе, угрожавшей танку, был установлен справа от водителя для неприцельной стрельбы по курсу танка (боевая эффективность такой установки оказалась практически равна нулю, и поэтому на всех машинах, начиная с танка Т-62, пулеметных установок для неприцельной стрельбы больше не применяли). Радиостанция была установлена на рабочем месте командира танка. Работа на ней увеличила загруженность командира, что привело к снижению боевой эффективности танков и танковых подразделений. Например, общий объем информации командира батальона за сутки — 420 сообщений, из них 33% вышестоящих, 22% с подчиненными и 44% — со взаимодействующими подразделениями. Обмен информацией занимает до 8 часов (2—5 минут на один сеанс) или 50% при 15-часовом рабочем дне. При этом надо подчеркнуть, что командир, работая радистом, практически отвлекается от наблюдения за полем боя, главной функции командиров танка, взвода и роты. Это отрицательно сказывается на действиях подразделений. Вследствие ухудшения качества технического обслуживания радиостанции понизилась надежность радиосвязи, играющей очень важную роль в условиях танкового боя. Если из танка Т-34 стрелок-радист мог вести огонь из пулемета по танкоопасной живой силе независимо от наводчика, стреляющего из пушки по другим целям, и одновременно с ним, то на Т-54 и всех последующих моделях, включая современные, такая возможность была исключена. Прицельный огонь по живой силе из танка Т-54 можно было вести только наводчику из пулемета, спаренного с пушкой через общий для пушки и пулемета прицел. Следовательно, во время дуэльного боя с танками противника танк потерял способность вести огонь по пехоте, стал для нее уязвимым. В поисках путей борьбы с пехотой заказчик выдвинул требование создания на базе танка боевой машины поддержки танков с экипажем из семи человек, с противопехотным вооружением, защитой и проходимостью на уровне танка. Таким образом, сокращение экипажа танка на одного человека (стрелка-радиста) привело к перегрузке командира в бою, а также к необходимости разрабатывать новую разновидность боевой машины. В 1951 г. был создан и принят на вооружение легкий плавающий танк ПТ-76, в котором (при ручном заряжании пушки) экипаж состоял из трех человек: командира, наводчика и водителя, функции заряжающего в бою возлагались на командира для того, чтобы наводчик во время боя не терял из виду цель. Опять грубое пренебрежение ролью командира танка, командира взвода и роты танков сделало этот танк практически непригодным для боя. Часть танков была поставлена в арабские страны и использовалась в ходе арабо-израильской войны 1967 г. В информации по оценке их эффективности сказано: «ПТ-76 — помеха в борьбе с танками Израиля в пустыне». Поставленные также в Индию, они использовались во время конфликта с Пакистаном. В мае 1972 г. индийская сторона сделала вывод о недопустимости выполнения командиром функций заряжающего и передала их наводчику. Однако и это решение привело к снижению боевой эффективности танков. Проанализируем теперь влияние численности экипажа на качество технического обслуживания танка. Как правило, ТО должно выполняться службами технического обеспечения, находящимися в звене «батальон» и выше. В боевой обстановке положение, однако, изменяется. Какими бы совершенными средствами передвижения эти службы ни располагали, они не могут следовать непосредственно за танками, и поэтому экипаж должен сам выполнять все операции по ежедневному обслуживанию танка, включая чистку и смазку вооружения, моторно-трансмиссионного отделения (МТО), ходовой части, расконсервацию и загрузку боекомплекта, заправку топливом и др. Ясно, что чем больше численность экипажа, тем больше у него возможностей по ТО, по поддержанию танка в боеготовном состоянии, по сохранению физических сил, а, следовательно, и боеготовности самого экипажа. В 50-60 гг. в нашей стране были созданы танковый комплекс артиллерийского вооружения с автоматическим заряжанием пушки, боеприпасы раздельного заряжания с частично сгорающей гильзой и обтюрирующим поддоном и два типа автомата заряжания. Автомат заряжания (A3) позволил на танках Т-64А и Т-72 исключить из состава экипажа заряжающего, уменьшить объем боевого отделения и повысить уровень броневой защиты лобовой проекции (за счет уменьшения забронированных объемов), а также увеличить скорострельность пушки. В результате усложнения систем и сокращения численности экипажа до трех человек (командир, наводчик и водитель) в современном танке появилось, примерно, столько же элементов управления, что и на космическом корабле (более 200). Из них 40% у командира, поэтому он не может успешно управлять и своим танком, и подразделением одновременно. Вопросы обеспечения условий, необходимых для эффективного выполнения прямых функций командиром танка, командиром взвода, роты и батальона танков в отечественном танкостроении решаются без глубокой проработки. Сокращение экипажа с 4 до 3 человек вновь привело к дальнейшему снижению боевой эффективности танка вследствие передачи командиру танка при использовании спаренного и зенитного пулеметов операций, которые ранее выполнял заряжающий.
Кроме того, сокращение экипажа с 4 до 3 человек прииски к резкому росту продолжительности проведения ТО танка, обострило вопросы поддержания его боеготовности, а также сохранения физических сил и работоспособности экипажа. Хронометраж показал, что экипаж из трех человек со свежими силами затрачивает 8 ч на TO-I танка Т-64А (чистка и смазка пушки и пулемета, чистка лотков A3 и снарядов, загрузка боекомплекта, контроль комплекса вооружения, контроль состояния ходовой части с изменением натяжения гусеницы, обслуживание МТО, заправка топливом и др.). После выполнения такой тяжелой работы сразу посылать экипаж в бой нельзя, так как в результате усталости он не сможет реализовать даже половины потенциальной боевой эффективности танка. Выполнить такую работу сразу после боя ему будет также не под силу. Следовательно, если предположить, что экипаж танка в бою не получил травм и ранений, что он сохранил работоспособность, а сам танк не имеет боевых повреждений и не требует ремонта, то на подготовку танка и экипажа к следующей боевой операции потребуется не менее суток при условии своевременной доставки топлива и боеприпасов. Если же оперативная обстановка потребует более быстрого ввода танков в бой, например на следующий день после боя, потери при встрече с хорошо подготовленным противником могут существенно возрасти. Возможность такой ситуации подтверждается следующими фактами. Когда танк Т-72 был поставлен за рубеж, в печати стран НАТО появилась информация о том, что он оснащен автоматом заряжания пушки и что его экипаж состоит из трех человек. По мнению военных специалистов США и ФРГ уменьшать экипаж до трех человек нецелесообразно из-за невозможности обеспечить нормальное ТО танков в боевых условиях. Сегодня в танковом батальоне армии США ТО четырех танков осуществляют 22 человека (16 человек, составляющие экипажи, и шесть специалистов из технического состава батальона), тогда как у нас лишь 13 (12 человек, составляющие экипажи, и один из числа технического персонала). Таким образом, после боя при прочих равных условиях боеготовность танков с экипажем в составе четырех человек в армии США может быть восстановлена гораздо быстрее, чем у отечественных танков с экипажем из трех человек. В США разработка нового танка МВТ-2000 с автоматом заряжания и экипажем из трех человек идет одновременно с созданием специальных бронированных машин технического обслуживания и механизированной загрузки боеприпасов. Насколько важно учитывать необходимость обслуживания танков, свидетельствует опыт Великой Отечественной войны. Отдельные командиры танковых бригад и корпусов ради поддержания высокой боеготовности своих частей шли на прямое нарушение приказа, который требовал направлять в тыл на формирование новых частей танковые экипажи, чьи танки были уничтожены в бою. Оставляя этот «безлошадный» личный состав у себя в частях, командиры использовали его для технического обслуживания и заправки находящихся в строю танков, обеспечивая тем самым возможность основным экипажам отдохнуть и набраться сил для следующего боя. Итак, базируясь на реализованных в настоящее время технических решениях, оптимальным следует признать: экипаж из четырех человек — командир, наводчик, стрелок-радист и водитель; вооружение — противотанковое с автоматом заряжания и противопехотное, с независимым (друг от друга) управлением. Такой танк способен вести боевые действия одновременно против танков и пехоты. Кроме того, будут обеспечены необходимые в боевой обстановке условия для выполнения функций командира танка, командира взвода, роты и батальона танков, а также для надежной радиосвязи. Появится возможность организовать рациональное ТО танка, обеспечить его техническую готовность и, в конечном счете, повысить живучесть танка на поле боя. Некоторые военные специалисты считают, что возможны дальнейшие работы по сокращению численности экипажа танка до двух человек. Из вышеизложенного ясно, что два человека не в состоянии решить все задачи, которые сегодня ставятся перед экипажем танка в бою. Вопрос о ТО такой машины даже не обсуждался, так как при существующем порядке подобными вопросами заказчик начинает заниматься обычно после принятия нового танка на вооружение. Такой порядок надо признать порочным.
Разработчику и заказчику необходимо начинать совместную проработку вопросов организации ТО одновременно с началом ОКР по новому образцу танка. В середине 60-х гг. была проведена ОКР по созданию танка с экипажем из двух человек (командир танка — оператор комплекса вооружения и механик-водитель) с орудием — пусковой установкой для стрельбы активно-реактивными снарядами (АРС). Через 3 года эта работа была прекращена по следующим причинам: 1) ввиду невозможности создания работоспособной системы «экипаж из двух человек—танк» (это было очевидно еще до начала работы); 2) из-за того, что не удалось обеспечить заданную кучность стрельбы АРС.
По мнению ряда специалистов, экипаж такого танка сможет выполнять свои функции при условиях:
1) снижения трудоемкости ТО танка;
2) совмещения функций командира и наводчика;
3) решения проблемы командования танком в случае, когда командир танка является одновременно командиром танкового подразделения.
Как отмечалось выше, с ТО серийных танков в боевых условиях не может справиться экипаж даже из трех человек, а совмещение функций командира и наводчика недопустимо из-за снижения боевой эффективности танка. Танки командира взвода, роты и батальона с экипажем из 3 человек на поле боя не могут быть полноценными боевыми единицами, так как в них отсутствует командир танка. Как мы видели, вследствие чрезмерно го возрастания нервно-психических нагрузок в бою один человек не может совмещать функции командира танка и наводчика орудия, так же как один человек из экипажа не может выполнять одновременно функции и командира танка и командира подразделения. В результате сегодня в батальоне из 31 танка 13 (более 1/3) участвуют в бою только с частичным использованием своих боевых возможностей. Если командир подразделения начинает в бою действовать как командир танка, это отрицательно сказывается на боевой эффективности всего подразделения. В некоторых проектах для обеспечения управления танком экипажем из двух человек предлагается в будущий танк ввести 10 специальных автоматизированных систем управления. Это предложение основано на результатах качественного анализа системы «экипаж—среда—машина». Однако возникает проблема ТО танка с автоматизированными системами управления. В авиации имеется образец с автоматизированными системами управления — истребитель МиГ-29. На этом самолете применены практически те же самые автоматизированные системы управления, которые предлагаются авторами для танка (навигационная система, система управления вооружением, система управления силовой установкой, система шасси и другие). В целях поддержания этих систем в рабочем состоянии для каждой из них разработаны наземные диагностические комплексы по габаритам, соответствующим однотумбовому письменному столу, на 4 пневматических колесах для перемещения по бетону или асфальту. Для каждой системы требуется свой диагностический комплекс, количество их для танка составит 10. В таких же габаритах необходим автономный источник электропитания (он же тягач указанных диагностических комплексов) для работы в полевых условиях. Каждый диагностический комплекс обслуживается одним высококлассным специалистом, квалификация которого позволяет не только диагностировать соответствующую систему управления, но и устранять появившиеся в системе неисправности и осуществлять ее регулировки. Но в танке есть определенное количество операций технического обслуживания, которые 2 человека физически не могут выполнить (например, обслуживание ходовой части, чистка пушки, загрузка боекомплекта и др.), поэтому в отделении обслуживания должны быть, кроме указанных специалистов по системам, обязательно слесари-механики, хотя бы по одному на танк для помощи экипажу при проведении технического обслуживания. Поскольку в боевой обстановке виды технического обслуживания, о которых говорилось выше, должны производиться практически ежедневно, то указанный технический персонал со своей техникой обслуживания должен находиться как можно ближе к танкам. Полноценно он сможет выполнять свои обязанности, находясь в танковой роте. Таким образом, численный состав роты (10 танков) включит в себя 41 человек (20 человек — экипажи, 11 — специалистов по системам и 10 — слесари-механики). Для 21 человека технического персонала и размещения средств диагностики, запасных блоков систем управления, а также инструмента, приспособлений и ЗИП для ТО танков необходимо иметь 4 гусеничные машины на танковых узлах и агрегатах с противопульной, а возможно, и с противоснарядной броневой защитой, и защитой от оружия массового поражения. Учитывая, что экипаж из 2 человек не может обеспечить боеготовность танков в боевых условиях, необходимо осуществить ежедневное (или ежесуточное) сопровождение танков ротными машинами технического обслуживания. В связи с этим применение в данном случае более простых и дешевых колесных машин, в силу их худшей проходимости по бездорожью, недопустимо. Таким образом, говоря о проблеме сокращения численности экипажа танка до 2 человек, надо иметь в виду, что, кроме нерешенных принципиальных вопросов совмещения одним человеком в бою одновременно функций наводчика-оператора системы вооружения, командира танка и командира подразделения танков (взвода, роты, батальона), возрастает общая численность личного состава в танковой роте на одну треть и в роте появятся 3-4 машины технического обслуживания на танковой базе. Великая Отечественная война показала, что оценка боевой эффективности танка обязательно должна производиться с учетом физических и психофизиологических возможностей экипажа. Просчеты в этих вопросах могут снизить эффективность использования технически совершенных танков в несколько раз, в то время как самые сложные инженерные решения могут повысить боевую эффективность в лучшем случае на несколько десятков процентов. К сожалению, в практике отечественного послевоенного танкостроения вопросам оптимизации системы «экипаж—танк» по оценке влияния на боевую эффективность танка должного внимания не уделялось. В результате, при сокращении экипажа с 5 до 4 человек практически утрачена универсальность танка (способность одновременно бороться с танками и пехотой) и снизилась боевая эффективность за счет ухудшения условий работы командира и радиосвязи. При сокращении экипажа с 4 до 3 человек резко уменьшилась возможность поддержания боеготовности танка в боевых условиях и произошло дальнейшее ухудшение условий работы командира. При этом, начиная с танка Т-54, по сравнению с танком Т-34-85 неуклонно росли нагрузки на экипаж танка, как в условиях боя, так и в эксплуатации вообще. Опыт Великой Отечественной войны показал, что уже в то время нагрузки оказались предельными, что заставило увеличить экипаж танка Т-34 с 4 до 5 человек. Четыре человека были не в состоянии реализовать потенциальные боевые возможности, заложенные в конструкций этого танка.
Вывод. На основании проведенного анализа в современном основном танке целесообразно иметь экипаж из 4 человек в составе: командира, наводчика-оператора противотанкового комплекса вооружения, стрелка-радиста противопехотного комплекса вооружения и механика-водителя.
Обобщая все сказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Экипаж танка целесообразно иметь из 4-х человек: командир танка (он же командир взвода, или роты, или батальона), наводчик-оператор, механик-водитель, заряжающий.
2. В конструкции танка целесообразно иметь механизм заряжания. При этом в функции заряжающего должны входить управление и обслуживание механизма заряжания, работа на рации и стрельба из зенитного пулемета.
3. Командиром танка должен быть офицер со средним военно-техническим образованием.
4. Уровень боевой и технической подготовки экипажа должен обеспечивать реализацию не менее 90% боевых качеств машины в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке.