Fakir>> Именно плитки по нескольку штук отваливались, ЕМНИС, чуть не в каждом полёте.Nikita> Вам ИС Бо всё ровно наоборот. Отваливались плитки как раз крайне редко - чай не "Буран".
"Буран" в первом и единственном полёте потерял около десятка плиток, причём это включая белые и "мягкую" изоляцию.
Послеполетный анализ показал хорошее состояние ТЗП корабля: в первом полете в шести местах было потеряно всего 10 (включая два мата гибкой теплозащиты на верхней поверхности левой консоли крыла) плиток. Самым опасным оказался прогар на месте потери трех рядом расположенных плиток на нижней поверхности левой консоли крыла, в месте стыка с "углерод-углеродным" сегментом N22 носка крыла. Открывшиеся раскаленному потоку плазмы металлические элементы конструкции были легко, "как по маслу", разрезаны, обнажив через сквозной прогар внутренний объем крыла... Многочисленные предполетные испытания подтверждали, что теплозащита надежно переносит локальный отрыв одной теплозащитной плитки, а тут было потеряно сразу три! Крыло от дальнейшего разрушения спасла только кратковременность воздействия плазмы, в противном случае неминуемо последовало бы повреждение кабельных сетей, проходящих в носке крыла, с более тяжелыми последствиями.
Менее сотни плиток получили повреждения, наиболее характерными из которых были оплавления и потеря или отслоение защитного покрытия плиток. Также на отдельных плитках были обнаружены сколы от падавшего с "Энергии" при старте льда, растрескивание поверхности и следы эрозии от струй двигательной установки (на двух плитках глубина эрозии достигла 30 мм). На нижней поверхности фюзеляжа во многих местах была отмечена потеря межплиточных уплотнений. При анализе состояния ТЗП выяснилось, что обгорание корневой части киля произошло не при снижении в атмосфере, а от факелов РДТТ при отделении параблоков.
"Колумбия" в первом полёте потеряла полностью по разным источникам от одной до тринадцати плиток, еще с десяток были частично потеряны. Плюс царапины, борозды, вмятины, обгорелости - всё как обычно.
Считается, кстати, что повреждения тоже были нанесены льдом, а не пеной. Ну и что-то там от РДТТ.
Выступая на 18-м ежегодном аэрокосмическом конгрессе, проходившем 28 апреля-1 мая 1981г. в Кокоа-Бич (шт. Флорида), помощник директора NАSА Ярдли сообщил, что в первом орбитальном полете МТКС "Спейс Шаттл" получили повреждения 414 теплозащитных плиток ВКС "Колумбия".
Из этого числа 303 плитки слегка потрескались и получили небольшие щербины, на 98 плитках поврежден верхний защитный слой, а у 13 плиток уменьшилась прочность клеевого соединения с обшивкой ВКС. По заявлению Ярдли, потеряно 5 или 6 плиток.
И впоследствии потеря плиток не была чем-то из ряда вон выходящим. В каждом ли полёте имела место потеря хоть одной плитки - навскидку не помню, не уверен, но не удивлюсь, если так.
Nikita> А вот повреждались зачастую в весьма приличных количествах.
"Сколотые уголки" и т.д. и т.п. - это не то что зачастую, а как бы не всегда. После каждого полёта часть плиток заменялась (это не считая реватерпруфинга и прочих процедур).
Это по большому счёту штатная ситуация.
И заменяется после каждого полёта чуть не под 10% плиток.
Fakir>> Беда "Колумбии" была в том, что повреждённой оказалась именно теплозащита носка крыла.Nikita> Простая потеря одной плитки - даже в таком нагруженном месте - не фатальна.
Там НЕ плитка. И "потери плитки" не было.