Почему оранжевый бак шаттла не "обледеняется"?

учимся излагать мысли
 
1 2 3 4 5 6
+
+4
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Nikita>> Так что дело определённо не в составе пены...
varban> Это мнение Георгия Ушева, aka Св. Скромни. Он из команды аэродинамиков шаттла, так что располагает правильными данными по машине в целом. Однако он отнюдь не беспристрастное лицо :)
varban> А виновата ли пена или нет можно решить по факту [не]замены... я не знаю, заменили ли материал после катастрофы Колумбии. Искать влом, а вот спросить у Георгия могу :)

Св. Скромни ответил: клубове, фен клубове, хоби, развлечения, спорт, политика, форум за дискусии

Попытка перевода:

Пена виновата, вот и все [re: varban]
Автор Cв.Ckpoмни (ветеран)
Опубликувано 17.05.10 16:34


Как бесспорно показали испытания и анализы, кусок изоляционной пены ударило ведущую кромку и пробило ее. Многие испытания провела Sandia National Laboratories - Wikipedia, the free encyclopedia, анализ высокоскоростного столкновения были проведены подразделением Боинга в Филадельфии. Мы анализировали аэродинамику и аэродинамический нагрев до и после столкновения (до столкновения для предсказания вероятных траекторий кусков пены и параметры столкновения; после столкновения - для предсказания газового входа в крыло и нарастание пробоины, как и движение ворвавшегося газа внутри структуры крыла).

Сомнения в том, может ли быть виновата пена были вброшены людьми, незнакомые ни с железом, ни с аналитическими данными, но занимающие начальствующие позиции и, следовательно, видимые и слышанные далеко за ограничениями в их инженерных познаний.
Я видел несколько таких говорить перед микрофоном, что кусок пены никак не может пробить панель ведущей кромки, потому как для того, чтобы панель треснула, надо вдарить по нее молотом, а для того, чтобы пробить - сделать неизвестно что еще. После испытаний Sandia (ниже) эти люди благоразумно замолчали.

У привода левого элевона (гидроцилиндр) была прожжена нержавеющая сталь, буквально потрескавшаяся и черная, как горелое дерево, вроде привода обливали сосредоточенной плазменной струей. Когда мы увидели элевон, выглядело, что струя пришла сверху, со стороны заднего грузового отсека; это возбудило подозрения по происхождению плазмы. Но потом поняли, что техники ошибочно сориентировали привод в матрицу окружающих обломков; обжигающая струя пришла со стороны нижележащего крыла. Все еще неясно, как алюминиевая структура смогла так направить плазменную струю, чтобы получить на приводе, повторюсь. "Горелка" сфокусировалась на цилиндр привода так долго, что буквально прожгла дырку в толстой стальной стене. Однако предполагаю, что если кто сильно озаботится, можно провести подробный анализ обтекания и получить физически приемлемой картины. В любом случае, прогар привода уже не порождает сомнения в происхождении плазмы.

Многие интуитивно представляют себе пену в виде ноздреватой, мягкой, легкой материей, наподобие поролона. И как может такой кусок пробить углерод-углерод композитную скорлупу !? А изоляционная пена в данном случае вообще не поролон, и она часто пропитана водой, а вода - часто в виде очень холодного льда. В некотором отношении кусок пены - скорее кусок кирпича, ударяющий панель с ~ 300 м/с. А композитная скорлупа может быть не толще 4-6 мм. Даже сухая (неутяжеленная водой и не отвержденная льдом) пена пробивала панель. Мы слышали, что после первого испытания в Sandia, даже инженеры с испытательного стенда удивились, как легко пена пробила панель.
 5.0.375.995.0.375.99
+
-1
-
edit
 

class

опытный

...
varban>> А виновата ли пена или нет можно решить по факту [не]замены... я не знаю, заменили ли материал после катастрофы Колумбии. Искать влом, а вот спросить у Георгия могу :)
...

Я хочу спросить тебе о Чаланджера:
Если не были видны пламя у одного из бустеры, зналось ли бы с широкую публику, что он "SRB"?

И почему так янки не рискуют посылать в Космосе женщины, туристы и иностранцев на своих шатлы. Неужели причина радиация из двигатели?

 3.6.83.6.8
hcube: Class, достал! НЕТУ на шаттлах ядерных двигателей, НЕТУ!; предупреждение (+2) по категории «Категоричное сомнительное заявление, не подтверждённое фактом [п.11] »
RU ViperNN #26.07.2010 20:25  @Энергоинверсор#26.07.2010 19:19
+
-
edit
 

ViperNN

втянувшийся

class> И почему так янки не рискуют посылать в Космосе женщины, туристы и иностранцев на своих шатлы. Неужели причина радиация из двигатели?
За туристов не скажу, но женщины и иностранцы на Шаттлах летали много раз.
 

Данное сообщение является официальным предупреждением
BG varban #26.07.2010 21:11  @Энергоинверсор#26.07.2010 19:19
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
hcube> Class, достал! НЕТУ на шаттлах ядерных двигателей, НЕТУ!

Еще не достал как следует, но движется в нужном направлении.
В следующий раз и я добавлю.
 5.0.375.995.0.375.99

Nikita

аксакал

Nikita>>> Так что дело определённо не в составе пены...
varban>> Это мнение Георгия Ушева, aka Св. Скромни.

Э-э-э... Трудности перевода ? :D

Вопрос-то ведь был не в том "пена или нет пробила дыру" - понятное дело что пена. Вопрос был "имеет ли отношение к катастрофе СМЕНА СОСТАВА пены".

Так вот ещё раз повторяю свой тезис: состав пены не при делах, старая "неэкологичная" пена отваливалась не хуже новой, и в аналогичной ситуации также пробила бы дыру на раз.
Учитесь читать.  6.0.472.06.0.472.0
+
+1
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Nikita> Э-э-э... Трудности перевода ? :D

Нет, Георги ответил пространно, но не по теме.

Nikita> Так вот ещё раз повторяю свой тезис: состав пены не при делах, старая "неэкологичная" пена отваливалась не хуже новой, и в аналогичной ситуации также пробила бы дыру на раз.

Перевел отболденное и заодно спросил не сменили ли пену: клубове, фен клубове, хоби, развлечения, спорт, политика, форум за дискусии

Надо напоминалку включить, а то я в тех клубах редко заглядываю и получается очень большая постоянная времени :D
 5.0.375.1255.0.375.125
+
+2
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Nikita> Э-э-э... Трудности перевода ? :D

На этот раз - да :)
Слава Перуну, что мне приходится переводить только фактическую сторону, а не стараюсь сохранить стиль Св. Скромни.
Интересно отметить, что он умышленно пишет так (многие термины и выражения переводит буквально с английского). Однако в личной корреспонденции его болгарский безукоризнен :)

На мой вопрос сначала ответил НеандерталецДжо, что вроде бы пену не меняли, но придумали натянуть "колготки" на бак, чтобы пену держали.

Ответ Георгия Ушева (aka Св. Скромни) в переводе:

Все всегда сложнее, чем выглядит...

Есть два основных механизма шелушения пены:
- раздувание газовых пузырков в пене при пониженном внешнем давлении на большой высоте (эффект попкорна), и
- разрыв пены из-за эррозии вследствии высокоскоростного воздушного обтекания.

Обычно первым начинает работать попкорн-эффект, и в пене образуются трещины. Эта растрескавшаяся пена легче поддается эррозии. И пена шелушится.

Старая пена, как я слышал, была более стойкая к попкор-эффекту. Поэтому она меньше шелушилась.

Если примем, что кусок пены отшелушился и сталкивается с панелью носка, то физически врядь ли будет разница в результате столкновения. Некоторые даже говорили, что у новой пены меньшая плотность, и это ее делает мягче. Но если пена пропитана водой, а вода замерзла, это же делает новую пену заметно тяжелее и тверже.

Анализы показали, что отклеивание пены на большой площади получается, если пена отклеилась от металла под нею, и это отклеивание создает слой воздуха, который усиливает попкорн-эффект. Это делает отклеенную пену особо податливой разрушения и эррозии.

Насколько я помню, изменения в пене (со стороны Локхид-Мартин) заключается в:
а) улучшение адгезии пены в критических мест (где воздушная эррозия особо сильная, из-за завихрения или по другой причине), для минимизирования воздушной прослойки, которая разрушает адгезионный слой.
б) модификация самой пены для большей устойчивости к попкорн-эффекту.
в) покрытие пены, для улучшение устойчивости ее поверхностных слоев к воздушной эррозии.
г) изменение аэродинамики критических участков (изменение формы внешнего контура пены, изменения формы компонентов [или деталей, тут я не понял], покрываемые пеной, аэродинамический щит, защищающий участок от эррозии [у Св. Скромни - "надпоточен аеродинамичен щит"; что такое аэродинамический щит поверх потока или надпотоковый щит, я не понимаю, а искать изменения в сети я не полезу :)]

Интересно, что сразу после катастрофы в НАСА расцвели идеи обвинить Боинга (наследник Рокуела), разработчика челнока и топливной системы от бака к челноку, что не предусмотрели пункт г) и не защитили пену от воздушной эррозии. И наши ветераны мгновенно достали старые записки, со вемен Рукуела, с предложением Рокуела же обшить критические места металлическим листом, и решение НАСА не применять эту защиту из-за чересчур высокой цены. Расчеты НАСА распределеляли цену усиления на полеты челнока до 1999 года (помнишь, что в 2000 году челнок должен был прекратить полеты, а Предпринимательская Звезда (cit! :)) - залетать). Я не помню цену на один полет, но сумма по сегодняшным ценам была смехотворная, что-то типа $100000 или может быть $300000. Если бы растянуть полеты до настоящее время, то вышло бы гораздо дешевле. Так вок - как ветераны выхватили записки со старого предложения Рокуела и отказа НАСА, опять настал мир и покой.

Аргументация против "колготок" поверх пены была интересна! Основной аргумент был, что пена будет шелушится и нет способа это прекратить. И лучше, если поток воздуха смывал сразу после отслоения каждый кусок, одинокий и способный обогнуть челнок вместе с потоком (другими словами - куски избегают столконовения), чем насобирать в эти самые колготки кучу кусков, потом поток разорвет их и куча кусков полетят к челноку густым облаком с гарантированным столкновением.
 


Оригинал: Всичко винаги е по-сложно от колкото изглежда... / Наука / Технически науки / Авиация
 5.0.375.1255.0.375.125
30.07.2010 09:06, ED: +1: Огромное спасибо за работу.

varban

администратор
★★★★
Кстати, Св. Скромни в своем профиле утверждает весьма неполиткорректно, что является продуктом смешанного брака, между женщины и мужчины :D ). Жаль, что не смогу перевести его рассказы, но хоть болгарам рекомендую: Georgi Ushev - an Immigrant's View, Stories and Articles about the USA - in Bulgarian Language
 5.0.375.1255.0.375.125

ED

аксакал
★★★☆
☠☠
varban> Ответ Георгия Ушева (aka Св. Скромни) в переводе:

Огромное спасибо за работу.
 3.5.113.5.11

varban

администратор
★★★★
Надо выяснить, как у Св. Скромного с русским, на предмет затаскивания сюда :D
Писать свои постинги он может и на английском, если с русским писменным у него не очень, однако переводить заповедник невозможно :D

Заодно товарищ все же поближе к НАСА (хотя Насу не жалует, мягко говоря ;))... может замолвит словечко перед заокеанскими заказчиками на предмет выплаты причитающегося вознаграждения за стойкую и талантливую защиту гнилой империалистической каузы :D:D:D
 5.0.375.865.0.375.86

varban

администратор
★★★★
Если серьезно, хочу ему доставить хоть маленькую часть удовольствия, которое я получал, читая рассказы на его междусетия стоянки (с) Св. Скромни :D
 5.0.375.865.0.375.86

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Да, к вопросу о повреждениях "Бурана" после первого (и единственного полёта).

Вадим Лукашевич категорически утверждает, что повреждения (в т.ч. прогар) были совершенно незначительны, "Буран" безусловно мог бы летать и дальше, ремонт требовался минимальный - вовсе не что-то запредельное, типа изготовления крыла заново.
 3.0.153.0.15

Nikita

аксакал

Fakir> Вадим Лукашевич категорически утверждает, что повреждения (в т.ч. прогар) были совершенно незначительны,

buran.ru:

Одновременная потеря трех плиток на нижней поверхности левой консоли крыла: видно локальное разрушение (обгорание) силового набора каркаса крыла
 

Если есть\подозреваются повреждения силового набора, то это в любом случае очень серьёзно. Как минимум требуется полная дефектовка со всеми её прелестями - вроде снятия теплозащиты и т.п.

Fakir> "Буран" безусловно мог бы летать и дальше, ремонт требовался минимальный - вовсе не что-то запредельное, типа изготовления крыла заново.

Если повреждения локальны, то запредельного ничего нет, просто много работы: разобрать с треть машины, заменить десяток деталюшек, потом собрать обратно.
Учитесь читать.  6.0.472.116.0.472.11
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Nikita> Если есть\подозреваются повреждения силового набора, то это в любом случае очень серьёзно. Как минимум требуется полная дефектовка со всеми её прелестями - вроде снятия теплозащиты и т.п.

Ну снимут локально теплозащиту - невелика беда. Так на том же шаттле неоднократно делали.
Но по этим деталям я гадать на гуще не желаю.

Nikita> Если повреждения локальны, то запредельного ничего нет, просто много работы: разобрать с треть машины, заменить десяток деталюшек, потом собрать обратно.

Ну вот по мнению Лукашевича, ни о какой мегаработе типа перебора трети машины - речи нет.

А главное - что тот прогар, по-видимому, вообще не имеет первопричиной потерю плиток, от пены ли, льда ли, или других поводов :)
 3.0.153.0.15
Последние действия над темой
1 2 3 4 5 6

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru