В. М. БУКАЛОВ, А. А. НАРУСБАЕВ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АТОМНЫХ
ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
(по материалам иностранной печати)
Второе, переработанное и дополненное издание
Глава V
КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА
ГЛУБИНА ПОГРУЖЕНИЯ
Одна из основных проблем современного подводного кораб-
лестроения — увеличение глубины погружения (подводных лодок.
Это необходимо по следующим соображениям
— с ростом глубины увеличивается возможность маневриро-
вания лодки в вертикальной плоскости, что позволяет полнее
использовать 'преимущества высоких скоростей подводного хода;
— опускаясь ниже тепловых слоев, которые отражают и
преломляют звуковые волны, глубоководная подводная лодка
становится «невидимой» для гидроакустической аппаратуры
надводных сил ПЛО:
— дальность действия собственных гидроакустических стан-
ций такой лодки значительно возрастает благодаря использова-
нию глубинных звуковых каналов, в которых акустические сиг-
налы передаются на большие расстояния;
— огромный слой воды над глубоководной лодкой затруд-
няет поражение ее противолодочным оружием с обычным за-
рядом;
— увеличение взрывостойкости прочного корпуса повышает
защищенность глубоководной лодки, находящейся на неболь-
шой глубине, при воздействии атомного противолодочного
оружия;
— возможность покладки на грунт в большей части райо-
нов Мирового океана упрощает несение позиционной службы,
а также повышает скрытность лодки благодаря маскирующему
влиянию океанского дна.
Количественно влияние увеличения глубины погружения на
боевые свойства подводных лодок, по мнению зарубежных спе-
циалистов, может быть оценено с помощью так называемого
«коэффициента боевой гибкости» (coefficient of combat versati-
lity). Вероятнее всего этот коэффициент учитывает такие каче-
ства подводной лодки, как скрытность, уязвимость, возможность
обнаружения противника и т. п. Повышение «коэффициента бое-
вой гибкости» наиболее «интенсивно при увеличении глубины по-
гружения лодки до глубин, на которых залегает звуковой канал
(рис. 34). Дальнейшее увеличение глубины уже менее эффек-
тивно.
Наибольший интерес, по мнению иностранных спе-
циалистов, представляет разработка проекта боевой подводной
лодки с рабочей глубиной погружения 4500—5000 м, так как
районы с такими или меньшими глубинами занимают 50—70%
площади Мирового океана.
ПРОБЛЕМЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ГЛУБИНЫ ПОГРУЖЕНИЯ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
Увеличение глубины погружения подводных лодок связано
с утяжелением их прочных корпусных конструкций. Для каждой
марки материала существует определенная глубина,
после которой вес прочного корпуса начинает превышать вели-
чину, равную 35—40% от его плавучести — это тот предел, ко-
торый, по мнению иностранных специалистов, можно отнести
в состав весовой нагрузки боевой подводной лодки на корпус-
ные конструкции. В соответствии с этим за рубежом предложено
несколько способов дальнейшего увеличения глубины погруже-
ния подводных лодок:
1) компенсация избыточного веса прочного корпуса допол-
нительной плавучестью, которую можно создать, применив ци-
стерны, заполненные керосином, бензином или другими легкими
наполнителями;
2) применение специальных устройств (например крыльев),
которые создают подъемную силу при движении подводной
лодки, необходимую для компенсации избыточного веса проч-
ного корпуса;
Первый способ увеличения глубины погружения использо-
ван при строительстве батискафов, однако иностранные специ-
алисты считают, что при проектировании боевых подводных ло-
док его невозможно практически применить. Основной недоста-
ток батискафов—незначительная полезная нагрузка, плохая
маневренность, ограниченная скорость хода, небольшая авто-
номность, а также очень низкая живучесть при воздействии
современного противолодочного оружия.
Второй способ компенсации избыточного веса прочного кор-
пуса вызывает применительно к боевым подводным лодкам
меньше возражений. Однако созданная на этом принципе иод-
водная лодка будет иметь много общего с самолетом: она не
сможет двигаться с небольшими скоростями или стоять на
месте без хода.(С)
Это сообщение редактировалось 04.06.2010 в 00:09