Hal> Так у него и нет своих мыслей. Это же просто цитатник мухина.
Если бы я считал Мухина абсолютным авторитетом, то я бы тут с пеной у рта доказывал самые его глупые мысли.
Но он для меня не абсолютный авторитет, я и не пытаюсь отстаивать его ошибочные высказывания...
Что же до идеи, которую я тут доказываю, то про это у Мухина ничего нет.
Но это и не моя идея - это идея общеизвестная, как 2*2=4, мне тут нечего отстаивать, кроме того я считал, что всем очевидно.
Hal> Он же считает, что если кто то забыл в двигателе гайку и ракета взорвалась, то это значит что ракету не правильно рассчитали! Так что зря вы так все расписываете, тут лулзов не будет.
Еще раз, вот мой взгляд на причины, почему параметры ракеты могут отклониться от заданных в ТЗ:
1) случайные, т.е. такие, которые от самого проекта не зависят - пример - уроненный аккумулятор в Аполло-13; эти причины присущи
отдельным изделиям по проекту.
2) систематические - т.е. такие, которые реализуются для всех изделий данного проекта, с вероятность достаточно большой, чтобы вероятность отказа всей системы превысила заданную в ТЗ; эти причины присущи
всему проекту вообще(
проект в широком смысле этого слова: и само то что напроектировали, то, как его воплощают - систематическая авария может происходить как по причине того, что проектировщики чего-то не предусмотрели, так и по причине систематической ошибки в производстве).
Для выявления последних и проводятся испытания, перед тем как пустить изделие в серийное производство.
Вот например, спроектировали ракетный двигатель. Перед тем, как его пускать в производство и ставить на ракеты, его прожигают на стенде. Вот например, двигатель ЛМ(цитата, перегрев2):
Здоровенные барокамеры в которых отрабатывались двигатели. Практически в натурных условиях. Посадочный движок более 1000 секунд ресурса, подтверждённого в барокамере.
Зачем все это делают, ведь на ракеты пойдут другие экземпляры? По моему, это делают для того, чтобы убедиться, что такой
двигатель вообще имеет достаточную надежность.
Вообще не НИ ОДНОЙ модели двигателя, который бы не запускался на стенде, перед тем, как полететь, причем испытывали другие экземпляры, не те, что полетят.
Очень странно выглядят подобные испытания, если полагать, как Вы, что ошибки могут быть только у конкретных экземпляров, а не у проекта вообще.
Или вот ракета Сатурн-5. Перед тем, как ее запустить ее с людьми, ее дважды пускали в испытательные полеты. Во втором случилось следующее:
Однако перед окончанием работы двигателей возникли продольные колебания ракеты типа Pogo с частотой 5 гц и амплитудой, значительно превосходящей ранее наблюдавшиеся колебания.
Через 4 мин 38 сек полета во время работы второй ступени было замечено уменьшение температуры в главном клапане окислителя и в линии ЖРД J-2 № 5, а также увеличение давления в бустере ЖРД № 2.
Через 5 мин 18 сек несколько параметров двигательной установки указывали на внезапное падение тяги ЖРД № 2 на 2500 кг, сопровождавшееся увеличением давления в бустерах тангажа и рыскания.
ЖРД № 2 выключился через 6 мин 49 сек, через 1,3 сек после этого выключился ЖРД № 3, оставшиеся 3 ЖРД проработали на 58 сек дольше расчетного времени.
После отделения ступени S-II, чтобы компенсировать недостающую скорость, продолжительность работы ЖРД J-2 ступени S-IVB была увеличена до 170 сек, вместо расчетных 141 сек; это привело к перерасходованию 10 т топлива и не позволило в дальнейшем перевести S-IVB на орбиту с апогеем 517 000 км.
Ступень S-IVB вывела корабль Apollo на эллиптическую орбиту с высотой в апогее 362 км и высотой в перигее 177,5 км. Вторично запустить ЖРД J-2 не удалось, и после подтверждения данных о неисправности двигательной установки основной блок был отделен от ступени S-IVB.
...
Анализ результатов полета показал, что причиной отказов в полете Apollo-6 были продольные колебания ракеты большой амплитуды, вызванные совпадением частоты колебаний топлива в топливных магистралях и собственных колебаний корпуса ступени S-IC.
Для устранения резонанса разнесением частот было решено вводить газообразный гелий с расходом 0,005 кг/сек в трубопроводы подачи жидкого кислорода, а на пульте управления экипажа установить индикатор продольных колебаний, чтобы экипаж мог принять решения об аварийном прекращении полета, если колебания превысят предельно допустимую величину.
Преждевременное выключение ЖРД J-2 № 2 ступени S-II произошло вследствие разрушения гибкого шланга подачи жидкого водорода во вспомогательное воспламенительное устройство. Чтобы избежать аварий из-за подобных отказов, шланги были заменены усиленными на ступенях S-II и S-IVB. Преждевременное выключение ЖРД J-2 № 3 ступени S-II произошло вследствие ошибок монтажа бортовой кабельной сети, в результате при аварии на ЖРД № 2 ошибочно был подан сигнал на выключение ЖРД № 3. Для устранения ошибок монтажа введены более продуманная маркировка и строгий контроль.
Видите: был выявлен присущий вообще ракете Сатурн-5 недостаток, который
до испытаний не был известен: резонанс частот. Выявлен и исправлен.
Нарисовали проект. Перед тем, как пускать в "боевой" вылет, пустили в испытательный. Была выявлена ошибка - резонанс. И в следующих изделиях исправлена. Обычное дело.
Все это очень странно, если предполагать, как Вы, что ошибок в проекте вообще не может быть, а могут быть только случайные ошибки в конкретных изделиях.
Также была выявлена случайная, на первый взгляд, ошибка - неправильный монтаж сети. Однако разработчики Сатурна не рассуждали так, как Вы, дескать, ошибка может быть только случайной. Они нашли систематическую ошибку в производстве - плохую маркировку, которая с большой вероятностью приводит к перепутыванию кобелей. Нашли и исправили.
Итак практически каждая ракета. Те редкие, что не проходят летных испытаний, тщательно отрабатываются на стенде.
...
Вы по прежнему считаете, что аварии могут происходить только по случайным причинам, а так, что неправильно спроектировали не может быть?
Тогда зачем проводят испытания - не конкретного экземпляра, а проекта вообще?
Если нет ошибок, присущих проекту вообще, то резонанс, который был в дореформенном проекте Сатурна - это что?