[image]

Почему оранжевый бак шаттла не "обледеняется"?

учимся излагать мысли
 
1 2 3 4 5 6
+
-1
-
edit
 

class

опытный

Ультрзвуковая очистка?

Или криогенная жидкость обмывает бак и отмывает накапленны лед.


Сатурны обледенялись.
   7.07.0
+
+1
-
edit
 

U235

старожил
★★★★★
Вообще-то он обледеневает, что в конце концов и привело "Колумбию" к катастрофе
   3.5.73.5.7

class

опытный

U235> Вообще-то он обледеневает, что в конце концов и привело "Колумбию" к катастрофе


Загляни на русские аналоги, какой лед отрубается на старте!
А американцы запускают свои шатлы в гораздо плохим условия в этом отношение.
   7.07.0
Это сообщение редактировалось 10.01.2010 в 12:42
RU spam_test #11.01.2010 07:44  @Энергоинверсор#10.01.2010 10:09
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

class> Загляни на русские аналоги
не уходи от темы, тебе указали, что лед отваливается - согласен? И соответственно, твой первый постулат неверен.
   
+
-
edit
 

class

опытный

spam_test> не уходи от темы, тебе указали, что лед отваливается - согласен? И соответственно, твой первый постулат неверен.

Отваливается, но у Энергия отваливается слишком много.

Американцы предотвращают накапливание.
   7.07.0
+
+1
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
U235> Вообще-то он обледеневает, что в конце концов и привело "Колумбию" к катастрофе

Не "обледеневание", а ТЕРМОИЗОЛЯЦИЯ - причина катастрофы. Причем сделана она столь непрочной - сознательно, потому как нефиг тащить на орбиту то, что нужно только на стартовом столе. "Колумбия" погибла из за изменения состава пены в этой термоизоляции - она стала отваливаться слишком большими кусками.
Бак не "обледеняется" именно потому, что он "оранжевы" - т.е. покрыт толстым толстым слоем шоколада полиизолциануратного пенопласта (читать два часа в день, перед зеркалом!)
   3.0.173.0.17
+
-
edit
 

Karev1

опытный

Wyvern-2> Бак не "обледеняется" именно потому, что он "оранжевы" - т.е. покрыт толстым толстым слоем шоколада полиизолциануратного пенопласта (читать два часа в день, перед зеркалом!)
Первоначально он должен был быть белым, но с целью экономии веса его решили не красить :-)
   6.06.0

class

опытный

Karev1> Первоначально он должен был быть белым, но с целью экономии веса его решили не красить :-)

Можно ли полагать, что холодны азот обмывает бак и не позволяет водой достичь незамерзшая до поверхности.


А что обогреваеть шатл и бустеры, чтобы не замерз? Азот на них не так холодны.
ТЭГ или что?
   7.07.0
RU hcube #18.01.2010 17:26  @Энергоинверсор#18.01.2010 17:21
+
-
edit
 

hcube

старожил
★★
class> Можно ли полагать, что холодны азот обмывает бак и не позволяет водой достичь незамерзшая до поверхности.
class> А что обогреваеть шатл и бустеры, чтобы не замерз? Азот на них не так холодны.
class> ТЭГ или что?

А при чем тут азот? Покрытие - обычная пена... ну, не очень обычная, но все равно пена. Никакого азотного заполнения там нету. Лед намерзает по поверхности бака и иногда пена не выдерживает и отваливается вместе с куском льда.
   8.08.0

class

опытный

hcube> А при чем тут азот? Покрытие - обычная пена... ну, не очень обычная, но все равно пена. Никакого азотного заполнения там нету. Лед намерзает по поверхности бака и иногда пена не выдерживает и отваливается вместе с куском льда.

Кипящий водород делает бак слишком холодны, откуда воздушными азот и кислород становятся очень холодным. Ети холодные флюиды препятствовать водных пар достич до корпусе.

Но температура шатла и бустерам не так ниская.
   7.07.0
RU hcube #18.01.2010 18:00  @Энергоинверсор#18.01.2010 17:47
+
-
edit
 

hcube

старожил
★★
class> Кипящий водород делает бак слишком холодны, откуда воздушными азот и кислород становятся очень холодным. Ети холодные флюиды препятствовать водных пар достич до корпусе.

Не, он конечно холодный по поверхности, но не НАСТОЛЬКО :-) Лед может образоваться, но ЖК конденсироваться - не, очень вряд ли.
   8.08.0

class

опытный

hcube> Не, он конечно холодный по поверхности, но не НАСТОЛЬКО :-) Лед может образоваться, но ЖК конденсироваться - не, очень вряд ли.

ЖК - жидкий кислород наверно?

Нет - он не конденсироватся, но сообщает водным пар очен ниская температура, скажем на расстоянии метр-два.
   7.07.0
+
+1
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
Wyvern-2> "Колумбия" погибла из за изменения состава пены в этой термоизоляции - она стала отваливаться слишком большими кусками.

Да. А заменили состав из-за запрета использовать полиуретаны с изоцианатным отверждением. Говорил об этом св. Скромни.
   4.1.249.10644.1.249.1064

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
varban> Да. А заменили состав из-за запрета использовать полиуретаны с изоцианатным отверждением. Говорил об этом св. Скромни.

А по каким соображениям? "Экологическим"?
   2.0.0.82.0.0.8

ED

старожил
★★★☆
Fakir> А по каким соображениям? "Экологическим"?

Именно. "Цианы" же.
   3.5.93.5.9

varban

администратор
★★★☆
Fakir> А по каким соображениям? "Экологическим"?

Вроде именно экологи; не уверен, поищу.
   4.1.249.10644.1.249.1064

varban

администратор
★★★☆
ED> Именно. "Цианы" же.

Да. Я даже перевел в свое время: ВИФ2 NE

На ВИФ'е и на НК - база тогда не фурычила :)
   4.1.249.10644.1.249.1064

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
varban> Вроде именно экологи; не уверен, поищу.

Мда, "экологи", как всегда, "на высоте"... Один вред от :mad:
   2.0.0.82.0.0.8

Nikita

аксакал

Fakir> Мда, "экологи", как всегда, "на высоте"... Один вред от :mad:

Куски пены отваливались и долбили Shuttle'ы практически при каждом запуске - задолго до смены состава, которая произошла лишь в 1997-ом. В среднем регистрировалось ~150 ударов на полёт. В некоторых случались реально массовые повреждения плиток - бывало сотни штук приходилось менять. Ну и наконец, в 1988-ом с STS-27R была практически аналогичная катастрофе ситуация - плитку оторвало, и в итоге почти прогар + повреждение силового конструктива.

Так что дело определённо не в составе пены...
   5.0.375.175.0.375.17
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Nikita> Так что дело определённо не в составе пены...

Именно в нем - изменился РАЗМЕР кусков пены. Хотя, никто не отрицает, что как и в любой большой катастрофе сыграл РЯД ФАКТОРОВ, образовав "порочный круг"
   3.0.193.0.19

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Nikita> В некоторых случались реально массовые повреждения плиток - бывало сотни штук приходилось менять. Ну и наконец, в 1988-ом с STS-27R была практически аналогичная катастрофе ситуация - плитку оторвало, и в итоге почти прогар + повреждение силового конструктива.

Именно плитки по нескольку штук отваливались, ЕМНИС, чуть не в каждом полёте.
Беда "Колумбии" была в том, что повреждённой оказалась именно теплозащита носка крыла.
   2.0.0.82.0.0.8
+
-
edit
 

Nikita

аксакал

Wyvern-2> Именно в нем - изменился РАЗМЕР кусков пены.

Неправду пишете. И со старым составом отваливались здоровенные куски. Размер определяется прежде всего местом в котором отваливается, а вовсе не составом. И с окрестностей нижних стоек крепления бака отлетало регулярно и очень неслабо. Но везло...
   5.0.375.175.0.375.17

Nikita

аксакал

Fakir> Именно плитки по нескольку штук отваливались, ЕМНИС, чуть не в каждом полёте.

Вам ИС ;) Бо всё ровно наоборот. Отваливались плитки как раз крайне редко - чай не "Буран". А вот повреждались зачастую в весьма приличных количествах.

Fakir> Беда "Колумбии" была в том, что повреждённой оказалась именно теплозащита носка крыла.

Простая потеря одной плитки - даже в таком нагруженном месте - не фатальна. Дело в комбинации с сопутствующими повреждениями окрестностей - включая собственно обшивку крыла.
   5.0.375.175.0.375.17

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Именно плитки по нескольку штук отваливались, ЕМНИС, чуть не в каждом полёте.
Nikita> Вам ИС ;) Бо всё ровно наоборот. Отваливались плитки как раз крайне редко - чай не "Буран".

"Буран" в первом и единственном полёте потерял около десятка плиток, причём это включая белые и "мягкую" изоляцию.

Послеполетный анализ показал хорошее состояние ТЗП корабля: в первом полете в шести местах было потеряно всего 10 (включая два мата гибкой теплозащиты на верхней поверхности левой консоли крыла) плиток. Самым опасным оказался прогар на месте потери трех рядом расположенных плиток на нижней поверхности левой консоли крыла, в месте стыка с "углерод-углеродным" сегментом N22 носка крыла. Открывшиеся раскаленному потоку плазмы металлические элементы конструкции были легко, "как по маслу", разрезаны, обнажив через сквозной прогар внутренний объем крыла... Многочисленные предполетные испытания подтверждали, что теплозащита надежно переносит локальный отрыв одной теплозащитной плитки, а тут было потеряно сразу три! Крыло от дальнейшего разрушения спасла только кратковременность воздействия плазмы, в противном случае неминуемо последовало бы повреждение кабельных сетей, проходящих в носке крыла, с более тяжелыми последствиями.

Менее сотни плиток получили повреждения, наиболее характерными из которых были оплавления и потеря или отслоение защитного покрытия плиток. Также на отдельных плитках были обнаружены сколы от падавшего с "Энергии" при старте льда, растрескивание поверхности и следы эрозии от струй двигательной установки (на двух плитках глубина эрозии достигла 30 мм). На нижней поверхности фюзеляжа во многих местах была отмечена потеря межплиточных уплотнений. При анализе состояния ТЗП выяснилось, что обгорание корневой части киля произошло не при снижении в атмосфере, а от факелов РДТТ при отделении параблоков.
 



"Колумбия" в первом полёте потеряла полностью по разным источникам от одной до тринадцати плиток, еще с десяток были частично потеряны. Плюс царапины, борозды, вмятины, обгорелости - всё как обычно.
Считается, кстати, что повреждения тоже были нанесены льдом, а не пеной. Ну и что-то там от РДТТ.

Выступая на 18-м ежегодном аэрокосмическом конгрессе, проходившем 28 апреля-1 мая 1981г. в Кокоа-Бич (шт. Флорида), помощник директора NАSА Ярдли сообщил, что в первом орбитальном полете МТКС "Спейс Шаттл" получили повреждения 414 теплозащитных плиток ВКС "Колумбия".

Из этого числа 303 плитки слегка потрескались и получили небольшие щербины, на 98 плитках поврежден верхний защитный слой, а у 13 плиток уменьшилась прочность клеевого соединения с обшивкой ВКС. По заявлению Ярдли, потеряно 5 или 6 плиток.
 


И впоследствии потеря плиток не была чем-то из ряда вон выходящим. В каждом ли полёте имела место потеря хоть одной плитки - навскидку не помню, не уверен, но не удивлюсь, если так.

Nikita> А вот повреждались зачастую в весьма приличных количествах.

"Сколотые уголки" и т.д. и т.п. - это не то что зачастую, а как бы не всегда. После каждого полёта часть плиток заменялась (это не считая реватерпруфинга и прочих процедур).
Это по большому счёту штатная ситуация.
И заменяется после каждого полёта чуть не под 10% плиток.

Fakir>> Беда "Колумбии" была в том, что повреждённой оказалась именно теплозащита носка крыла.
Nikita> Простая потеря одной плитки - даже в таком нагруженном месте - не фатальна.

Там НЕ плитка. И "потери плитки" не было.
   2.0.0.82.0.0.8

Nikita

аксакал

Fakir> "Буран" в первом и единственном полёте потерял около десятка плиток, причём это включая белые и "мягкую" изоляцию.

Вот именно. Включая потерю трёх в ряд(!) с полным прогаром и разрушением конструкции крыла. Больше этот экземпляр "Бурана" никуда бы уже не полетел, повезло что вообще успешно вернулся...

Fakir> "Колумбия" в первом полёте потеряла полностью по разным источникам от одной до тринадцати плиток, еще с десяток были частично потеряны. Плюс царапины, борозды, вмятины, обгорелости - всё как обычно.

Тогда Columbia потеряла плитки вследствии известного инцидента с ударом волной от запуска SRB.

Fakir> И впоследствии потеря плиток не была чем-то из ряда вон выходящим.

Неправда. Ещё раз повторяю - отваливались плитки крайне редко. Насколько помню, пусков с "отпаданием" даже десяток не набирается...

Fakir> Это по большому счёту штатная ситуация.

Одно дело пара десятков, и совсем другое - пара сотен...

Fakir> Там НЕ плитка. И "потери плитки" не было.

Да, согласен, там панель RCC пробило. А они - в отличии от плиток - часть силовой схемы. И скорее всего такое повреждение даже одной панели - как минимум очень большая проблема...
   5.0.375.175.0.375.17
1 2 3 4 5 6

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru