Реклама Google — средство выживания форумов :)
СкрипачТанк не нужен.
или Почему тяжелая броня не спасет Афганистан.
.........
Как мы обнаружили прошлым летом, во время многодневного патруля моего спецподразделения в области Мангал, две наиболее населенные долины Мангала в восточном Афганистане не видели патрулей коалиционных войск или Афганской Армии уже около двух лет - примерно со времени введения в американской армии неуклюжих машин МРАП, которые неспособны пересекать перевалы, ведущие в их земли. (Как специальному подразделению, нам было позволено проводить патрулирование на Хамви вместо МРАП).
.........
Во время патрулирования, многие в Мангале были рады видеть нас, но постоянно спрашивали, почему мы покинули их, несмотря на их поддержку Афганского правительства. Мангал занимает стратегический горный хребет, который отделяет Хост, отдаленную восточную провинцию вдоль пакистанской границы, от остального Афганистана. "Если мы потеряем Мангал, мы можем потерять Хост, так же как потеряли русские," - думал я, когда выслушивал каждую шуру, или собрание вождей племен. Мои разведчики-аналитики были озадачены, почему множество IED, заполняющих область, окружающую столицу провинции, распространяются из земель племен Мангала. Наши редкие патрули через эти земли, объяснили нам - почему. Наша сосредоточенность на увеличении брони, защищенности и снижении потерь передала инициативу и местность повстанцам и стоила нам доверия одного из величайших племен восточного Афганистана.
.........
МРАП, с его V-образным корпусом, который отражает взрывы, несомненно доказал, что он весьма эффективен в спасении американских жизней и невероятно эффективен в таких задачах, как зачистка дорог и эскортирование конвоев снабжения. Проблема однако в том, что МРАП был разработан для городов и шоссе Ирака, а не гор и проселков Афганистана. Поскольку 20-тонная, 10-футовая в высоту машина временами переворачивалась на пересеченной местности Афганистана и часто обваливала свои жалкие горные дороги, Пентагон работал над развертыванием нового МРАП-вездехода M-ATV, с его низким центром тяжести, в Афганистане в рекордных количествах за рекордно-короткое время.
Хотя проблема опрокидывания была в основном решена М-АТВ, обе машины все еще слишком широкие, высокие и неуклюжие, чтобы проходить через множество афганских деревень или ехать по знаменитым горным дорогам этой страны и узким "вади" (что-то типа сухого русла водного потока; прим. Cyborn.) в заросшей лесом "зеленке". Машины в действительности могут ехать только по покрытым или хорошо развитым дорогам, которые, если честно, редки в четвертой по бедности стране мира.
Точнее, вина за это лежит не на МРАП, МАТВ, или любой другой бронированной машине. Она заключена в том, как командиры используют машины из-за неохоты рисковать и их попыток минимизировать потери коалиции за счет более широких противопартизанских операций. Размеры машин не были бы помехой в этой миссии, если бы младшему комсоставу коалиции также было разрешено использовать другие, меньшие машины в труднодоступных районах Афганистана. К примеру, если подразделение нуждается в проходе к деревне, которая доступна лишь для пикапов или Хамви, тогда они и должны их использовать.
Этого, однако, не было во время моей недавней поездки в юговосточном Афганистане, которая закончилась в феврале этого года. Я обнаружил, что командиры уполномочили использование только МРАП. Если подразделение не имеет МРАП или какой-то другой бронированной машины, тогда солдатам не дозволяется покидать базу вообще.
Это звучит как небольшая тактическая проблема, но ее последствия оказывают стратегический эффект на то, как мы ведем войну и нашу способность доступа к населению. Как один раздосадованный командир роты сказал мне после этой директивы - "Если МРАП не может туда добраться, мы туда не идем. Мне нужна гибкость в решении, какой тип техники использовать."
Другой командир, смотря на холмы и горы, окружающие его лагерь, сожалел, что он теперь не может добраться до более чем 70 процентов назначенного ему округа. "Мои люди могут пройти лишь столько с их бронежилетами", сказал он, когда мы беседовали рядом со строем Хамви, которые он больше не может использовать. Что еще хуже, есть еще дополнительное требование минимума в четыре машины для того чтобы выехать за ворота, даже если подразделение не имеет достаточного числа исправных МРАП, чтобы соответствовать этому требованию.
Этот, казалось бы, осторожный подход не только противоречит принципам противопартизанской стратегии, но он в действительности безответственный: Он кончится причинением бОльших потерь в длительной перспективе, чем он предотвращает в краткосрочной. Использование только этих чудовищных машин препятствует доступу войск США к большому количеству населения и позволяет повстанчестким ячейкам подрывников процветать в областях, сравнительно легкодоступных другими методами. Мы не можем защитить население, к которому не даем себе доступа.
...........
Кто-то может удивляться, почему повстанцы более чем удвоили их использование IED, несмотря на введение миноустойчивых транспортных средств. Спросим с другой стороны, если машины настолько эффективны, почему талибы и другие повстанческие сети продолжают полагаться на на IED как на ключевое оружие? Одна причина просто в том, что талибы поняли как делать бомбы достаточно большие, чтобы уничтожать машины. Другая в том, что сделав использование бронированных машин обязательным, и потому привязавшись к дорогам, только проходимым для бронированных машин, мы сузили сектор огня для врага, позволив им сфокусировать их усилия и буквально простегать дороги бомбами через каждые несколько сотен футов.
В конечном счете, IED не дают нам идти туда, куда повстанцы не хотят нас пускать. Много людей не может понять, что нанесение потерь только лишь побочная выгода от IED. Подлинная награда для повстанческого командира - отделение коалиционных и афганских сил безопасности от населения. Каждый раз, как мы добавляем новый слой брони в ответ на потери, мы играем им на руку.
С 2003 года я наблюдал эволюцию того, как коалиционные силы проходят по полю боя в Афганистане, от пикапов к Хамви, потом к бронированным Хамви, к МРАПам и теперь МАТВам - в то время как талибы расширяли свою минную кампанию, просто сооружая бОльшие бомбы. Так что я не был удивлен, когда я прочитал недавно, что Морская Пехота США теперь развернет 70-тонные танки М1А1 в провинции Хельманд в южном Афганистане.
............
Когда я поднял этот вопрос на совещании, мои коллеги по коалиции часто спрашивали, как тогда я предлагаю "победить" IED. Мой изначальный ответ был в том, что неправилен вопрос: Мы не должны пытаться победить IED. Скорее, мы должны работать над тем, как бороться с повстанцами, которые их устанавливают.
Это может показаться странным, но нам в действительности нужно меньше брони, и мы должны быть более гибкими и непредсказуемыми. Вместо диктования условий, что ни одно подразделение не может покинуть свою базу, если оно не в МРАП или МАТВ, мы должны позволить им использовать Хамви, вездеходы, снегоходы и даже пикапы, если нужно. Зная, что за их передвижениями все время наблюдают, подразделения должны использовать военную хитрость, такую как изменение времени дня и ночи, когда они выдвигаются, типы транспортных средств, на которых они проводят операции, чтобы держать повстанцев в постоянном неведении. Повстанцы не могут заминировать и наблюдать за каждой дорогой, тропой и "вади" в Афганистане, но они могут и будут громить нас на немногих дорогах, допускающих использование бронетехники.
Это очень необычная война, ведущаяся на наиболее сложной из возможных местностей, а мы реагируем очень по-обычному. Вместо того, чтобы допустить такую изобретательность и связанный с ней риск, стандартный ответ коалиции - наращивать больше брони и приспособлений, чтобы еще утяжелить машины, что является прямой противоположностью основам противопартизанских операций.
Может, мы и не сможем "победить" IED, но мы можем сделать их бесполезными. Осуществление этого потребует от нас полагаться на изобретательность и находчивость младших командиров, которые в большей степени настроены на местную динамику и местность, а не на технологию или оборонительные приказы, разработанные с целью предотвратить потери любой ценой. Маргинализация IED также потребует от высшего комсостава принять большой риск и позволить их подчиненным иногда совершать ошибки - даже смертельные. Но это только путь к началу связи с афганским народом, который и есть тот, кто победит талибов в конце-концов. Настало время начать играть на победу, вместо того, чтобы пытаться избежать поражения.
Майор Майкл Уолц, служивший начальником управления по Афганистану в Управлении Министра Обороны и как советник вице-президента Дика Чейни по Южной Азии и противодействию терроризму. В настоящее время командует спецподразделением Армии США, которое недавно вернулось из Афганистана.