7-40> СССР не смог "освоить" мощных и достаточно надежных двигателей
Это американцам с их водородом на второй ступени годился мощный, но низкоимпульсный движок на первой ступени. Нам, без водорода на второй, халтурить с импульсом первой ступени было нельзя. Даже если бы американцы подарили нам F-1, он бы оказался для нас бесполезен - и так ПН едва хватает, если американцы с большим импульсом второй ступени могли себе позволить поставить на первую дуру тягой 800 тонн, но с низким импульсом - то нам халтурить с импульсом первой ступени было нельзя. Сделать так, чтобы и импульс большой, и тяга большая - это ни мы, ни американцы не могли. Значит, остается множество движков с малой тягой. Импульс у связки из восьми движков по 100 тонн, конечно, больше, чем у F-1, но вот надежность...
Таким образом, несмотря на то, что аварии на Н-1 происходили всегда на первой ступени, настоящая виновница провала не она, а вторая ступень - именно из-за отсутствия на второй ступени водорода для первой пришлось отказаться от открытосхемного двигателя большой тяги.
Вообще, сила СССР - в первых ступенях, слабость - во вторых. Чем американцы нас превзошли - это ступенями верхними: они первыми применили на верхних ступенях то, что делает их очень эффективными - водород. Мы до сих пор летаем ракетами с углеводородными вторыми ступенями - Союз, Протон.
СССР делал ставку на нижнюю ступень и ее УИ, США - на верхние и их УИ, в этом различие стратегии СССР и США.
Для полета на Луну верхние ступени имеют большее значение, чем просто для выхода на орбиту - верхним ступенями надо еще и разгонять корабль к Луне; потому тут стратегия с водородными ЖРД особенно удачна.
Насчет надежности - прочтите вот это:
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/zhelez_02.doc
У СССР меньше процент аварий.
Вообще, использовать кучу мелких движков на месте одного крупного - эффективней, импульс у маленького движка больше, хотя и не надежней. Использовать связки мелких движков - это привелегия того, кто научился делать двигатели надежными, и может
позволить себе повышать эффективность таким способом.
СССР научился делать надежные движки первой ступени, и мог позволить себе увеличить эффективность первой ступени таким образом - повышая эффективность за счет надежности.
И все равно у нас надежность - выше.