wisealtair> Докинз обсуждает только одну религиозную модель видения мира, остальные, видимо, игнорирует. Я уже упомянул про его коллегу – христианина и выдающегося генетика Фрэнсиса Коллинза. Он привержен генетике и эволюционной теории еще пуще, чем Докинз. Но он не видит особых противоречий между христианским учением и эволюционизмом, и другими общепринятными научными теориями. Все зависит от того, какую религиозно-философскую модель использовать. Есть разные позиции креационизма, и среди христиан достаточно много тех, которые придерживаются теории эволюции.
Естественно. Ведь в книге Бытие написано
("И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою") примерно то же самое, что и в "Происхождении видов"
Такое
двоемыслие imho даже Оруэллу в голову не пришло бы.
А вообще меня забавляют попытки доказать, что "еврейские предания" ( © граф Толстой ) весьма почтенного возраста хорошо уживаются с современной наукой. Сразу вспоминается Марк Твен:
– Я желал бы прочитать вам строки, которые внушили мне такое предчувствие. Вот эту самую передовицу. Послушайте и скажите, вы ли это написали?
«Брюкву не следует рвать руками, от этого она портится. Лучше послать мальчика, чтобы он залез на дерево н осторожно потряс его».
Ну‑с, что вы об этом думаете? Ведь это вы написали, насколько мне известно?
– Что думаю? Я думаю, что это неплохо. Думаю, это не лишено смысла. Нет никакого сомнения, что в одном только нашем округе целые миллионы бушелей брюквы пропадают из‑за того, что ее рвут недозрелой, а если бы послали мальчика потрясти дерево…
– Потрясите вашу бабушку! Брюква не растет на дереве!
– Ах, вот как, не растет? Ну а кто же говорил, что растет? Это надо понимать в переносном смысле, исключительно в переносном. Всякий, кто хоть сколько‑нибудь смыслит в деле, поймет, что я хотел сказать «потрясти куст».
>>Наличие или отсутствие мыслящего сверхъестественного творца однозначно является научным вопросом, wisealtair> Наука изучает материальный мир, природу. Как она может изучать то, что по определению стоит ВНЕ природы?
Ваше определение - в студию.
Это "то" стоит совсем вне природы? Совсем-совсем?
Если да - то это "то" изучать невозможно, да и говорить о нем бессмысленно. Ну, разве что когда больше говорить не о чем
Если же это "то" влияет на природу - то оно уже становится потенциальным объектом исследования.
wisealtair> Я говорил не о теологии (хотя во многих крупных университетах мира есть кафедры теологии, и они выпускают теологов: напр. Гарварде, Оксфорде, Принстоне – так что утверждение Докинза о несуществовании этого предмета весьма сомнительно), а о философии религии, социологии религии, истории религии, религиоведении – это академические дисциплины, на которые работают целые институты, пишутся диссертации, по ним читаются лекции студентам в университетах, во всем мире, в т.ч. и у нас в стране.
И что? Из существования психиатрии как медицинской дисциплины не следует, что душевнобольных не надо лечить
>>А в чем эти господа виноваты? Только в том, что воспринимают Писание буквально? wisealtair> Естественно: для Докинза, и для этих ультрахристиан-протестантов Библия имеет четко буквалистический смысл. Они не подразумевают толкований, иносказаний, они не рассматривают ее в историческом контексте, они не знают, что такое герменевтика, экзегетика, они не размышляют над тем, что можно принимать буквально, а что может являться некоторым образом. Если им сказать, что "Бог сотворил мир за 7 дней", они это и поймут буквально, а вот мысль произвести этимологический анализ текста и узнать, что слово "йом" (день) может обозначать период, причем длительный, в голову им не приходит.
То-то Писание велит отдыхать каждую субботу, а не раз в "период, причем длительный". Опять винокуровское "здесь играть, здесь не играть, а здесь я рыбу заворачивал"
wisealtair> О небуквалистичеком понимании библейских текстов говорили виднейшие христианские богословы, у некоторых можно встретить высказывания, в пользу того, что мир эволюционировал и развивался на протяжении какого-то длительного периода. У современных крупных богословов можно встретить защиту эволюционной теории, а не опровержение ее.
А вы что хотели? Чтобы эти господа сами подписали смертный приговор своим идеям?
wisealtair> В католическом и православном богословии есть понятие «синергии», материя наделяется некоторой самостоятельностью, и оно дает возможность прочтения первой главы книги Бытия в эволюционном ключе, у протестантов же такого нет (абсолютно все происходит только по воле Творца). «Ульрахристиане» протестантского толка слишком много выбросили из богатого опыта толкования и понимания библейских текстов, и остались с ними один на один.
Ну, католики в свое время пошли еще дальше: запретили мирянам читать и толковать Библию. И это было разумно
>>И фрагмент Ветхого Завета про Лота и Содом с Гоморрой - тоже нарисованный Докинзом карикатурный образ?wisealtair> Стандартный и давно избитый прием некоторых атеистов: вах, посмотрите, в Ветхом Завете столько зверства и жестокости, значит религия это зло )
И что, стандартность и избитость приема автоматически означает его ложность?
wisealtair> В другом месте Докинз рассказывает о бедной майясской девочке, которую жестокие жрецы принесли в жертву. И обозначает это событие как пример жестокого обращения религии с детьми. Очень хочется посоветовать биологу изучить тот период истории Мезоамерики, оценить эволюцию культуры и религии ольмеков, ацтеков и майя, и сделать для себя соответствующие выводы.
Знаете, я впервые (не считая Библии, разумеется) увидел оправдание человеческих жертвоприношений