"Салют" против "Скайлэба"

сравнение орбитальных станций и достигнутых на них результатов
 
1 10 11 12 13 14 46
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Kuznets> Факир, я еще жду. Правда надежды на конкретику все меньше...

Вот в последний раз на такое "слабо" ловлюсь - следующие уроки пользования гуглем только за деньги:

Салют-1:
Внутри ПхО были установлены аппаратура и оборудование систем жизнеобеспечения и терморегулирования, пост с пультом управления ультрафиолетовым телескопом "Орион".
В специальной сферической нише был установлен ультрафиолетовый телескоп «Орион» (разработчик - Бюраканская астрофизическая обсерватория).
 

3-звездный телескоп «Орион»

В зону большого диаметра РО сбоку «вклинивался» негерметичный отсек научной аппаратуры (ОНА) в виде конуса до потолка станции. В нем размещался орбитальный солнечный телескоп ОСТ-1 (разработки Крымской астрофизической обсерватории) и другие научные приборы. Здесь же располагались три поста для работы с научно-исследовательской аппаратурой, в состав которой, помимо ОСТ-1, входили рентгеновский телескоп РТ-2 (ФИАН), инфракрасный телескоп-спектрометр ИТС-К
 


Салют-4:
Масса научной аппаратуры Салюта-4 составляла около 2 т, в ее состав входили 25 см солнечный телескоп ОСТ-1[5] (разработка КрАО), спектрометры (дифракционный КДС-3, для регистрации изотопов легких ядер СИЛЯ-4, солнечный КСС-2[6], ИК-телескоп ИТС-П)

Среди основных инструментов станции были рентгеновские телескопы «Филин» и РТ-4.
Для астрометрической привязки наблюдений параллельно проводилось фотографирование неба при помощи камеры БА-3К.
  • Получен энергетический спектр рентгеновской новой в созвездии Единорога 1975 года (A0620-00)[9]
  • Измерены потоки и спектры ряда рентгеновских источников, в том числе Скорпион Х-1, SS Лебедя, Лебедь Х-1, Циркуль X-1 и др. [10][11][12]
  •  


    С помощью установленного на станции солнечного телескопа получено несколько сот уникальных спектрограмм активных образований на поверхности Солнца.
    Рентгеновские телескопы дали возможность измерить спектральные характеристики рентгеновских источников различной интенсивности.
    Несколько тысяч спектров зафиксированы с помощью инфракрасного телескопа станции.
    Выполнены исследования космических лучей и микрометеоров.
     


    На борту орбитальной станции «Салют-4» были установлены инфракрасный телескоп-спектрометр ИТС-К, телескоп ОСТ-1 для регистрации ультрафиолетового излучения Солнца и рентгеновские телескопы РТ-4 и «Филин». С помощью этих инструментов космонавты провели ряд исследований Солнца, отдельных звезд, галактик, остатков взрывов сверхновых звезд в созвездиях Корма и Паруса.
     



    Салют-6:
    На станции помещалось много разнообразной аппаратуры, в том числе крупногабаритные телескоп "Орион" и гамма-телескоп "Анна-111".

    Исследовались астрофизические источники в ультрафиолетовом, инфракрасном, сантиметровом и радиодиапазонах
     


    Интересная информация, которая расширяет и углубляет наши представления о Вселенной, была получена на орбитальной станции «Салют-6», где установлен крупный субмиллиметровый телескоп БСТ-1М с криогенной системой охлаждения приемников излучения до температуры — 269° С и малогабаритный гамма-телескоп «Елена». Космонавты В. А. Ляхов и В. В.Рюмин для астрономических исследований использовали радиотелескоп КРТ-10 с зеркальной параболической антенной диаметром 10 м. Совместно с КРТ-10 действовал новый наземный радиотелескоп с зеркальной антенной диаметром 70 м, установленный в Крыму. Космонавты провели радиокартографирование Млечного Пути и отдельных районов Земли, исследовали радиоизлучение Солнца, наблюдали пульсар PSR 0329.
     


    Бортовой субмиллиметровый телескоп БСТ-1М с автоматическим и ручным управлением и системой охлаждения приемника телескопа, обеспечивающей температуру до 4,2 К. Охлаждение телескопа до температуры жидкого гелия и ее поддержание осуществляются на борту криогенной системой замкнутого цикла с помощью компрессора, двух газовых холодильных машин, промежуточных теплообменников и использования на решающей стадии эффекта охлаждения газа при его истечении через расширяющееся сопло. Эта уникальная криогенная система имеет массу около
    130 кг и потребляет 1,5 кВт электроэнергии. Диаметр главного зеркала бортового телескопа БСТ-1М – 1,5 м, а масса около 650 кг. Он регистрирует излучение в субмиллиметровом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.
     


    Салют-7:
    Комплекс научного оборудования станции «Салют-7» пополнился такими приборами, как рентгеновский телескоп РТ-4М для наблюдения за астрономическими объектами.
    Получена новая информация о сейфертовских галактиках, где наблюдался мощный всплеск излучения, и об источнике Лебедь Х-3. Проведены наблюдения центра нашей Галактики, где происходят мощные интенсивные нестационарные процессы.

    С помощью рентгеновского спектрометра СКР-02М-5-2А проведен цикл исследований по обнаружению новых источников рентгеновского излучения галактического и внегалактического происхождения и получению дополнительных данных об уже известных звездах. Исследовались характеристики переменного источника вблизи центра Галактики, мощного рентгеновского объекта Лебедь Х-1, переменного источника в созвездии Змееносца. Зарегистрирована мощная вспышка рентгеновского излучения сейфертовских галактик, которые отличаются активными ядрами. Вспышка длилась 12 ч, и яркость излучения в 30 раз превысила обычный средний уровень излучения этих галактик. Проводились также наблюдения Крабовидной туманности.

    Малогабаритный гамма-телескоп «Елена-Ф», доставленный на орбиту грузовым кораблем «Прогресс-15» 20 сентября 1982 г., использовался для измерения потоков гамма-излучения и заряженных частиц в околоземном космическом пространстве.

    Применение высокочувствительной фотоаппаратуры «Пирамиг» и ПСН, изготовленной специалистами Франции, позволило провести изучение атмосферы Земли, межпланетной среды и структуры галактик
    С помощью электронно-оптического преобразователя удалось в 600 раз усилить естественное излучение объектов. Для дешифровки снимков аппаратуры ПСН и записи полученного изображения на магнитную ленту была использована аппаратура «Дуга», изготовленная специалистами Болгарии. Эта аппаратура применялась для фотографирования ночного неба, полярных сияний, зодиакального света, пылевых облаков в межпланетной среде и излучений верхней атмосферы Земли. Получены снимки кометы Остина. Фотометрия ночного неба с помощью ПСН выявила тонкости структуры слоев гидроксила на высоте 95 км, полярных сияний и серебристых облаков. Всего за время полета получено около 1200 снимков, из них 630 по просьбе ученых Франции. Наблюдались созвездия Стрельца, Ориона, Тельца, Возничего, Андромеды, Кассиопеи, Кита, Пегаса, туманность Андромеды, малое Магелланово облако. Электрофотометр ЭФО-Г, изготовленный в ЧССР, позволял выполнять опознавание звезд, наведение и фотометрические измерения заходящих звезд и планет. Исследовались запыленность и плотность атмосферы Земли.
     


    субмиллиметровый телескоп в рабочем отсеке заменен комплексом рентгеновской аппаратуры
     


    Мир:

    Квант-1
    На борту модуля находились инструменты для проведения астрофизических наблюдений (обсерватория РЕНТГЕН), а также исследований в области материаловедения и биологии.

    Среди важнейших научных открытий и достижений, полученных при помощи наблюдений на модуле Квант следует отметить:

    Открытие жёсткого рентгеновского излучения от сверхновой SN1987а. Первые и единственные до настоящего времени широполосные (~1-1000 кэВ) спектры излучения сверхновой SN1987а [3]

    Впервые обнаружено жёсткое рентгеновское/гамма излучение рентгеновских Новых, простирающееся до энергий выше 200—300 кэВ, что позволило указать на влияние нетепловых процессов на формирование по крайней мере части излучения аккрецирующих чёрных дыр [2][5]

    Получены широкополосные спектры ряда интереснейших рентгеновских Новых [6], пульсаров[7]

    Изображения области центра Галактики в широком диапазоне энергий [8].

    Открытие ряда аккрецирующих нейтронных звёзд и чёрных дыр. Среди открытых источников можно, например, упомянуть о нейтронной звезде, вращающейся с частотой 524 Гц

    Очень повезло астрономам, что вспышка сверхновой в Большом Магеллановом Облаке произошла в тот момент, когда на орбите уже находилась станция «Мир». Это позволило наблюдать развитие сверхновой в диапазонах электромагнитных волн, недоступных для наземных приборов.
     


    Квант-2
    Научное оборудование на «Кванте-2» включало камеру с высокой разрешающей способностью, спектрометры, рентгеновые датчики, аппарат «Волна».
     


    Кристалл:
    Модуль нёс оборудование для продолжения экспериментов, начатых на модуле Квант-1.

    Букет — гамма-спектрометр
    Глазар — 2 ультрафиолетовых телескопа для космических лучевых исследований
    Гланар — астрофизический спектрометр
    Марина — гамма-телескоп
    Мария — магнитный спектрометр
     


    Это не исчерпывающий список - но для начала, надеюсь, хватит?


    До кучи - старое мнение Феоктистова:
    Феоктистов, в частности, особо подчеркнул необходимость совершенствования аппаратуры для астрономических исследований и проведения работ в интересах народного хозяйства. Он отметил, что «Салют-1» — это большая орбитальная научная станция, оснащенная несколькими тоннами аппаратуры и приборов, включая телескопы, спектрометры, электрофотометры и телевизионные установки. За длительное время работы станции можно считать установленным, что человек должен отправляться в космос не столько для проведения большого числа экспериментов, сколько для выбора целесообразных методов проведения исследований на борту орбитальной научной станции. Космические орбитальные станции такого типа, как утверждает Феоктистов, будут приносить неоценимую помощь в решении многих земных проблем, включая предсказание урожая сельскохозяйственных культур и разведку полезных ископаемых. Уже сейчас можно провести ряд астрономических исследований, и эта часть научной программы будет в будущем расширяться за счет проведения измерений в различных областях спектра.
     
     3.6.33.6.3

    Kuznets

    Клерк-старожил
    ★☆
    ну, сразу бы так. :)

    в принципе, прогресс понятен. ставили на станции и радио и уф. поигрались, поняли что на орбите ос телескопы это игрушки. теперь в результате спектр-р уже полетел, спектр-уф тоже почти готов. при живой еще и не старой мкс.

    вопрос исчерпан, всем спасибо :)
     5.05.0

    101

    аксакал

    Kuznets> в принципе, прогресс понятен. ставили на станции и радио и уф. поигрались, поняли что на орбите ос телескопы это игрушки.

    Сегодня запуск автоматических станций есть отдельная тема попила бюджета и это идет по несколько иным каналам финансирования, где сидят отдельные кушальщики. Конкретно по Спектру нужна была большая база. Если бы база не была нужна, то лучше ставить игрушку на МКС, где будет возможность оперативно проводить регламенты и наращивание функциональности.
    А отсюда и требования по ресурсу могут быть более гуманными.

    ПО другим проектам нужно понимать, что бюджет МКС это одно, а бюджет КБ Лавочкина совсем другое.
    Каналы наполнения карманов разные.
    С уважением  7.07.0
    +
    -2
    -
    edit
     

    Бяка

    имитатор знатока
    ★☆
    Бяка>> Но конструктивно, они стали напоминать Скайлеб.
    Fakir> Ошизеть, вот это открытие!

    Начнём.
    На Скайлебе, с самого начала, было два стыковочных узла и гироскопическая система стабилизации, шлюзовая камера. Ну а для людей, душ и отдельные кабинки.
    Всё это повторили на Салютах.

    Fakir> О блин, а с чего бы вдруг до сих пор "советские" РН стоят дешевле, "учитывая более низкую производительность труда"?!

    Стоят и себестоимость - вещи разные. Если сравнивать в затратах труда, в человекочасах, то увы. Просто русский труд плохо оплачивается.
     5.05.0

    Бяка

    имитатор знатока
    ★☆
    U235> Шаттл - тот еще бизнес. Каждый пуск стоит, пожалуй, как вывод орбитальной станции. Из двух очень затратных вариантов американцы выбрали один и, судя по нынешним результатам, не угадали.
    Вывод грузов, на Шатле, чтоит почти в 3 раза дороже, чем на Прогрессе. Если брать полезную нагрузку, доставляемую к станции.


    Automated Transfer Vehicle – Wikipedia


    Automated Transfer Vehicle
    aus Wikipedia, der freien Enzyklopädie
    Wechseln zu: Navigation,
    Suche
    ATV-2 beim Anflug an die ISS
    Das Automated Transfer Vehicle (ATV; englisch für automatisches Transferfahrzeug) ist ein unbemannter, nicht wiederverwendbarer Weltraumfrachter, der Nachschub wie Nahrung, Wasser, Ausrüstung, Stickstoff, Sauerstoff und Treibstoffe zur Internationalen Raumstation (ISS) transportieren kann. Nach dem Andocken wird er zusätzlich für Ausweichmanöver der Raumstation vor eventuell heranfliegenden Trümmern und für die Anhebung der Umlaufbahn, das so genannte „Reboost“, der ISS gebraucht.

    // Дальше —
    de.wikipedia.org
     

    Но у Шатла есть и плюсы. Огромные возможности по возврату грузов. То, что это свойство плохо используется - просто из за отсутствия милитаризации космоса.

    Но вообще, американская программа использования космического пространства не на Шатлах держится.
     5.05.0
    +
    -2
    -
    edit
     

    Бяка

    имитатор знатока
    ★☆
    U235> Именно в СССР родилась концепция модульной, развивающейся и видоизменяемой под текущие нужды станции. Именно на советских станциях появились отработаны длительно действующие перезаправляемые системы жизнеобеспечения и, что немаловажно, - системы удаления отходов. У нас, в отличие от Скайлэба, их не сбрасывали тупо в мусорный отсек

    Идеи эти родились неизвестно где первыми.
    Но реализация их, в СССР, началась уже после того, как в космос запустили 7 станций, которые никакими этими свойствами не обладали. И получили на них результаты аналогичные полученным со Скайлеба.
    Получается, что американцы получили туже инфу, за срок, в 6 раз ментший, выведя в космос меньше грузов, чем СССР.
     5.05.0
    Это сообщение редактировалось 25.07.2011 в 15:54
    +
    -1 (+1/-2)
    -
    edit
     

    Бяка

    имитатор знатока
    ★☆
    101> Учитывая за какие сроки создали Энергия-Буран и на каком качественном уровне были уже получены первые образцы, тезис о низкой производительности труда в космонавтике сомнителен.

    Ага. Американцы затратили на программу создания Шатлов аж 10 миллиардов долларов. А СССР - 15 миллиардов рублей. При официальном курсе в 60 копеек за доллар. И при реальном в 5 рублей за доллар.
    Что касается качества, то Буран так и не стал пилотируемым. Ибо недоделан он был.
    Его только рискнули на два витка пустить, без людей. А Шаттл, сразу с людьми. И не на два витка. И в первом же полёте у него открыли люк грузоотсека.
     5.05.0
    +
    -3 (+1/-4)
    -
    edit
     

    Бяка

    имитатор знатока
    ★☆
    101> А еще самая главная заслуга наших ОС это создание индустрии космических полетов.
    Ну, если считать достижением создание индустрии без поленого выхлопа, то да - достижение.
     5.05.0
    Fakir: совсем уж затроллились; предупреждение (+2) по категории «Категоричное сомнительное заявление, не подтверждённое фактом [п.11] »
    +
    +1 (+3/-2)
    -
    edit
     

    101

    аксакал

    Бяка> Ага. Американцы затратили на программу создания Шатлов аж 10 миллиардов долларов. А СССР - 15 миллиардов рублей. При официальном курсе в 60 копеек за доллар. И при реальном в 5 рублей за доллар.

    Учитывая все последующие выхлопы в пердячий пар, как-то, доработки каждой гибели челнока, то больше. Кроме того, учитывая инфляцию, доллар тех лет это не доллар сегодняшних лет.

    Бяка> Что касается качества, то Буран так и не стал пилотируемым. Ибо недоделан он был.

    Он не стал пилотируемым по причине развала СССР.

    Бяка> Его только рискнули на два витка пустить, без людей. А Шаттл, сразу с людьми. И не на два витка. И в первом же полёте у него открыли люк грузоотсека.

    Я фигею, уважаемая редакция! Добродетель выдают за зло.
    Уважаемый, да Шаттл просто невозможно было без людей пускать, т.к. на нем не было инструментальных средств на борту и на земле, которые бы обеспечили посадку в автоматическом режиме. Подчеркиваю - не вывод на глиссаду, а посадку.
    И именно высокий качественный уровень проработки проекта и позволил реализовать задуманное: без авантюры, без риска для жизни людей, совершить беспилотный полет с первого захода. За счет проработки борта и проработки инфраструктуры.
    С уважением  7.07.0
    +
    +3
    -
    edit
     

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    Бяка>>> Но конструктивно, они стали напоминать Скайлеб.
    Бяка> На Скайлебе, с самого начала, было два стыковочных узла и гироскопическая система стабилизации, шлюзовая камера. Ну а для людей, душ и отдельные кабинки.

    Наличие шлюза и душа - это "конструктивные сходства"? Охренеть.
    А на "Салютах", значить, шлюзов не было...
    "О, сколько нам открытий чудных..." (с) наше всё + передача С.Капицы

    Бяка> На Скайлебе, с самого начала, было два стыковочных узла
    Бяка> Всё это повторили на Салютах.

    Да вы б, блин, хоть поинтересовались - где у "Скайлэба" были те два стыкузла! И где на "Салютах".
    На "Скайлэбе" второй узел считался аварийным, и на него НИКОГДА не принимали корабли (кстати, далеко не факт, что к нему удалось бы пристыковаться вообще - по крайней мере, это было бы намного сложнее, чем на основной узел). И в отличие от "Салютов" (где это стало штатной операцией) НИ РАЗУ к "Скайлэбу" не стыковалось два корабля одновременно - это только на картинках в детских книжках да на некоторых марках можно встретить изображения "Скайлэба" с двумя "Аполлонами".

    Бяка> Стоят и себестоимость - вещи разные. Если сравнивать в затратах труда, в человекочасах, то увы.

    Приведёте данные по затратам человекочасов на космическую технику у нас и в Штатах? Или ППП?
     3.6.33.6.3
    +
    +1
    -
    edit
     

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    Бяка> Ага. Американцы затратили на программу создания Шатлов аж 10 миллиардов долларов.

    ...плюс в дальнейшем от 300 млн. до 1 млрд. за КАЖДЫЙ запуск ;)

    Бяка> Что касается качества, то Буран так и не стал пилотируемым. Ибо недоделан он был.

    "А мужики-то не знают".

    Бяка> Его только рискнули на два витка пустить, без людей. А Шаттл, сразу с людьми.

    Не "рискнули пустить без людей" - а "сумели пустить без людей".
    Штаты вот шаттл без людей пустить ни разу не рискнули, хотя после "Челленджера" такая опция ооочень бы пригодилась - не пришлось бы от коммерческих заказов отказываться.
     3.6.33.6.3
    +
    +1 (+2/-1)
    -
    edit
     

    101

    аксакал

    Бяка> Ну, если считать достижением создание индустрии без поленого выхлопа, то да - достижение.

    Подавляющая часть запусков была посвящена запускам спутников, которые обслуживали военных и гражданских. Это не показуха, а нормальная работа. И за счет отработанной технологии вывода спутников на орбиту себестоимость вывода кг груза на орбиту считалась эталонной.

    На фоне этого программа запуска челноков была и оставалась до последнего дорогостоящим шоу.
    Там где у нас все было поставлено на серийное производство и успешность запуска обеспечивалась соблюдением технологических норм (т.к. все остальное было отработанно до автоматизма), у амеров процедура пуска превращалась в тысячи человекочасов по дефектоскопии каждого челнока после пуска.
    В итоге доплясались.
    С уважением  7.07.0
    +
    -
    edit
     

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    Бяка> Но вообще, американская программа использования космического пространства не на Шатлах держится.

    Это сейчас. А до "Челленджера" собирались как раз на него всё взвалить.
     3.6.33.6.3
    +
    +1 (+2/-1)
    -
    edit
     

    101

    аксакал

    Бяка> Что касается качества, то Буран так и не стал пилотируемым. Ибо недоделан он был.

    И это я еще забыл добавить про РН Энергия.


    Бяка> И в первом же полёте у него открыли люк грузоотсека.

    Это фигня. А вот не фигня это то, что у Бурана отлетела плитка теплозащиты в том месте, что и у последнего развалившегося Шаттла. Но первый долетел, а второй нет.
    С уважением  7.07.0

    101

    аксакал

    Fakir> И в отличие от "Салютов" (где это стало штатной операцией) НИ РАЗУ к "Скайлэбу" не стыковалось два корабля одновременно - это только на картинках в детских книжках да на некоторых марках можно встретить изображения "Скайлэба" с двумя "Аполлонами".

    На Салюте стало возможным стыковать второй корабль не сразу.
    По первой стыковочный узел был один и в него был пристыкован Союз.
    На нем же и улетали обратно. Поэтому по первой прилетали, все съедали, выпивали и вдыхали, а потом улетали обратно.
    И только когда сделали несколько люков, то стало возможным жить дольше без промежуточных посадок.
    С уважением  7.07.0
    +
    +2
    -
    edit
     

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    Бяка> Но реализация их, в СССР, началась уже после того, как в космос запустили 7 станций, которые никакими этими свойствами не обладали.

    Врать зачем? Создание и широкое использование "Прогрессов" и полёты ТКС - вполне себе первые опыты модульности. Это начиная с "Салюта-6".

     3.6.33.6.3
    Это сообщение редактировалось 25.07.2011 в 17:19

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    101> На Салюте стало возможным стыковать второй корабль не сразу.
    101> По первой стыковочный узел был один и в него был пристыкован Союз.

    Ессно. "Прогрессы" начали летать к 6-му "Салюту".
    Вообще 2-й узел появился с "Салюта-6" ("станции второго поколения") - на него сперва пристыковывался 2-й "Союз", потом залетали "Прогрессы" и ТКС.
     3.6.33.6.3

    Anika

    координатор
    ★★☆
    Fakir> потом залетали "Прогрессы" и ТКС.
    Я, наверно, туплю... Разве "Прогресс" - не ТКС? %)
    Когда говорит масло - пушки молчат. А голос пушек - это голос Муз. (c)Ю.Шерман  
    RU Серокой #25.07.2011 17:25  @Anika#25.07.2011 17:23
    +
    +1
    -
    edit
     

    Серокой

    координатор
    ★★★★
    Anika> Разве "Прогресс" - не ТКС? %)

    Не, ТКС на Протоне стартовал. И мог теоретически пассажиров возить.


    Транспортный корабль снабжения — Википедия


    Транспортный корабль снабжения
    Материал из Википедии — свободной энциклопедии
    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2011;
    проверки требуют 22 правки.
    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2011;
    проверки требуют 22 правки.


    // Дальше —
    ru.wikipedia.org
     
    Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
    +
    +1
    -
    edit
     

    Fakir

    BlueSkyDreamer
    ★★★★☆
    Kuznets> ну, сразу бы так. :)

    А чо, я по первому чиху должен тратить полчаса своего времени на то, на что тебе лень потратить столько же? ;)
    Про рентгеновские телескопы я тебе сразу сказал. Остального и не запоминал, рыться надо - никогда этой тематикой не интересовался особо.
    Или уж на слово верь, или - "сами, панич, сами".

    Отдельные астрономические и астрофизические эксперименты проводились и в "свободных пилотируемых полётах", без ОС:
    С 18 по 26 декабря 1973 г. был осуществлен независимый полет космического корабля «Союз-13», пилотируемого экипажем в составе командира корабля Петра Климука и бортинженера Валентина Лебедева. Корабль был укомплектован приборами, предназначенными для дальнейшего использования на борту космических станций типа «Салют». Была испытана уникальная система телескопов «Орион-2» , позволяющая производить спектрографирование звезд до 9,5 - 10-й величины в ультрафиолетовом диапазоне спектра на площади 20 квадратных градусов.
     


    Ну и шаттлы тоже летали с астрономией на борту.

    Салют-4
    Экипажем была проведена уникальная технологическая операция в космосе - напыление нового отражающего слоя на оба зеркала солнечного телескопа.
     


    Kuznets> в принципе, прогресс понятен. ставили на станции и радио и уф. поигрались, поняли что на орбите ос телескопы это игрушки. теперь в результате спектр-р уже полетел, спектр-уф тоже почти готов.

    Орбита тут вообще не при делах. И тогда летала куча обсерваторий на отдельных спутниках, и у нас, и у них (до "Скайлэба" в т.ч. - напр., "рентгеновский" спутник "Ухуру") - но тем не менее и на пилотируемые ОС тоже ставили телескопы разных типов. Что должно наводить на мысли о неких возможных преимуществах.

    Да, свободнолетающие инструменты имеют некоторые преимущества, связанные с отсутствием вибраций, неизбежных на большой орбитальной станции. Но это, по-видимому, становится актуальным только для инструментов сверхвысокого разрешения и точности. Но сверх-инструментами астрономия не ограничена, задач много, небо агромадное - на всех хватает, глядеть-не переглядеть (не шутка).
    Ну плюс на ОС некоторые ограничения по времени использования возможны.
    Но всё это совершенно не отменяет целесообразности любой астрономии на ОС.

    Вполне возможно, что в будущем будет уместно некоторые свободнолетающие телескопы запускать "в созвездии" с ОС - чтобы для апгрейдов или ремонтов а-ля "Хаббл" не приходилось тратить по полмиллиарда на каждый ремон, а можно было ограничиться на порядки более дешёвым перелётом на десяток-другой км на "Союзе" - как с "Мира" на "Салют" (или вообще на "мотоциклах").

    Ведь ПЯТЬ РАЗ летать к "Хабблу" (и еще в шестой раз хотели) - это же совершенно чудовищные деньги, приплюсованные к стоимости самого телескопа; в общей сложности под четыре миллиарда!!!

    Более 3900 астрономов получили возможность использовать его для наблюдений, опубликовано около 4000 статей в научных журналах. Установлено, что, в среднем, индекс цитирования астрономических статей, основанных на данных этого телескопа, в два раза выше, чем статей, основанных на других данных. Ежегодно в списке 200 наиболее цитируемых статей не менее 10 % занимают работы, выполненные на основе материалов Хаббла. Нулевой индекс цитирования имеют около 30 % работ по астрономии в целом и только 2 % работ, выполненных с помощью космического телескопа[78].

    Тем не менее, цена, которую приходится платить за достижения «Хаббла», весьма высока: специальное исследование, посвящённое изучению влияния на развитие астрономии телескопов различных типов, установило, что, хотя работы, выполненные при помощи орбитального телескопа, имеют суммарный индекс цитирования в 15 раз больше, чем у наземного рефлектора с 4-метровым зеркалом, стоимость содержания космического телескопа выше в 100 и более раз[79].[/b]
     


    Так что эффективность в плане отдача/затраченные средства - тоже неочевидна весьма.

    И что дешевле - свободнолетающий аппарат, или телескоп на станции при сопоставимых возможностях - тоже большой вопрос. У спутника приходится платить не только за надёжность целевой аппаратуры, но и за весь борт (и его надёжность). А на ОС "всё уже есть".



    Kuznets> при живой еще и не старой мкс.

    22 октября 2010
    Рентгеновский телескоп MAXI (Monitor of All-sky X-ray Image), установленный на японском модуле МКС "Кибо", обнаружил в созвездии Центавра яркий источник рентгеновского излучения, который может быть нейтронной звездой или черной дырой.

    Это уже второе открытие японского телескопа - 25 сентября он обнаружил другой рентгеновский источник, получивший индекс MAXI J1659-152.
     


    Во время STS-122 были установлены и внешние экспериментальные установки для модуля «Коламбус»: выносная платформа для технологических экспериментов EuTEF и солнечная обсерватория SOLAR. Планируется добавить внешнюю лабораторию по проверке ОТО и теории струн Atomic Clock Ensemble in Space[56][57].
     


    Магнитный альфа-спектрометр (англ. Alpha Magnetic Spectrometer) — физический прибор, предназначенный для изучения состава космических лучей, поиска антиматерии и тёмной материи[1]. Первая версия подобного прибора (AMS-01) была установлена на орбитальной станции Мир в 1998 году. Запуск второй версии (AMS-02) произведён 16 мая 2011 года[2] в рамках миссии STS-134, а 19 мая он был установлен на МКС[3]. Работа прибора продлится 3 года
     


    Это только то, что навскидку попадается из железно уже существующего. А есть еще куча хотелок разных лет и планов на будущее - тоже только навскидку уже кучка набирается:

    Лаборатория инновационных радиосистем кафедры радиосистем Новгородского ГУ.
    На счету лаборатории уже немало выполненных проектов. В настоящее время здесь идет работа еще над двумя, связанными с космосом, проектами совместно с Государственным астрономическим институтом им. П.К. Штернберга и Санкт-Петербургским институтом теоретической механики и оптики. Один из проектов – создание телескопа многоцветного фотометрического обзора для МКС. Новгородские ученые разрабатывают блок управления для прибора. Проект находится в завершающей стадии.

    На защите в РКК «Энергия» имени С.П. Королёва эксперимент признан обоснованным и будет принят к государственному финансированию. В 2014-2015 годах телескоп планируется установить на российском сегменте МКС. Вторая работа – участие в проекте по созданию абсолютного звездного датчика, где ученые НовГУ также разрабатывают блок управления для прибора.
     


    Если ИК-астрономия нацелена на исследование зарождения космических объектов, то рентгеновская астрономия преимущественно изучает последние стадии их жизни. Следует заметить, что зачастую эти стадии протекают довольно быстро (опять же – по космическим меркам). В этом плане звездное небо в рентгеновском диапазоне представляет собой весьма непостоянное образование, где все время происходят какие-то изменения. Как можно отследить их? Стандартная методика наблюдений, когда телескоп направляется на одну точку, уже оказывается неэффективной. Поэтому британские ученые предложили идею телескопа Lobster, основанного на строении глаза омара. Благодаря этому, он может наблюдать все объекты на небесной сфере одновременно. Данный телескоп будет установлен на МКС.
     


    Лига астрономов, одна из самых крупных организаций, объединяющая более 240 обществ астрономов-любителей во всем мире, выбрала сервера семейства PowerEdge для управления работой прототипа телескопа ISS-AT, который установят на Международной космической станции.
     



    Кажется совсем недавно был запущен в космос рентгеновский телескоп "XMM-Newton" (декабрь 1999 года), а специалисты Европейского космического агентства, совместно с инженерами из США и Японии, уже приступили к изучению возможности создания телескопа следующего поколения, получившего наименование "XEUS" ("X-ray Evolving Universe Spectroscopy"). Новая разработка является вкладом европейских стран в создание Международной космической станции (МКС). Изучая возможность проведения на борту МКС научных экспериментов, специалисты пришли к выводу о необходимости создания принципиально нового, более совершенного, более мощного рентгеновского телескопа. Космический аппарат должен войти в состав МКС как отдельный модуль.
     
     3.6.33.6.3
    Это сообщение редактировалось 25.07.2011 в 17:46
    RU Anika #25.07.2011 17:34  @Серокой#25.07.2011 17:25
    +
    -
    edit
     

    Anika

    координатор
    ★★☆
    Серокой> Не, ТКС на Протоне стартовал.
    Ясенько... А я-то думал, что это одно и то же...
    Когда говорит масло - пушки молчат. А голос пушек - это голос Муз. (c)Ю.Шерман  

    101

    аксакал

    Fakir> А чо, я по первому чиху должен тратить полчаса своего времени на то, на что тебе лень потратить столько же? ;)

    А любители лирики могу почитать дневники космонавтов, где работа с приборами описывается в том числе.
    С уважением  7.07.0
    +
    -2
    -
    edit
     

    Бяка

    имитатор знатока
    ★☆
    101> Учитывая все последующие выхлопы в пердячий пар, как-то, доработки каждой гибели челнока, то больше.
    Из Вас бухгалтер, как из мухи страус.
    Сравнивать надо затраты на одинаковых этапах.
    Вот я и сраниваю затраты на создание, а не эксплуатацию и развитие.


    101> Он не стал пилотируемым по причине развала СССР.
    Это уже не важно.
    Только и в СССР на это тоже деньги бы пошли. Как на доработку самого Бурана, так и на новый запуск. Стоимость запуска Энергии Горбачёв озвучивал - 250 миллионов советских рублей. При стоимости строительства самого Бурана в 140 миллионов.


    101> Уважаемый, да Шаттл просто невозможно было без людей пускать,
    Возможно. Но это, в первую очередь, пилотируемый корабль. И Буран - тожею Беспилотнику не нужна кабина пилотов.

    101> без авантюры, без риска для жизни людей, совершить беспилотный полет с первого захода. За счет проработки борта и проработки инфраструктуры.
    Это так. Но не забывайте, что первый полёт, с людьми, он и не мог совершить. Вернее мог. Волк предлагал, запустить с экипажем в скафандрах. Но отказались из за высокого риска для жизни экипажа.
     5.05.0
    +
    -2
    -
    edit
     

    Бяка

    имитатор знатока
    ★☆
    Fakir> Наличие шлюза и душа - это "конструктивные сходства"? Охренеть.
    Именно.
    Fakir> А на "Салютах", значить, шлюзов не было...
    Было. По образу и подобию.


    Fakir> Да вы б, блин, хоть поинтересовались - где у "Скайлэба" были те два стыкузла! И где на "Салютах".
    А это не важно. Важно, что их сразу сделали. А на Салюте - нет.

    Fakir> (кстати, далеко не факт, что к нему удалось бы пристыковаться вообще - по крайней мере, это было бы намного сложнее, чем на основной узел).
    Вообще то, он ничем не отличался от основного. Только местоположением.


    Fakir> Приведёте данные по затратам человекочасов на космическую технику у нас и в Штатах? Или ППП?
    По американцам это просто. А вот по СССР и России данные о персонале предприятий Минсредмаша являлись гостайной.
    Но сравни затраты рублей и долларов в США на эти цели. И сравни средние зарплаты в отрасли.
     5.05.0
    +
    -1
    -
    edit
     

    Бяка

    имитатор знатока
    ★☆
    101> Это фигня. А вот не фигня это то, что у Бурана отлетела плитка теплозащиты в том месте, что и у последнего развалившегося Шаттла. Но первый долетел, а второй нет.

    Вопрос не в плитке, а в количестве отлетевших плиток. И не надо сравнивать корабль, совершивший первое приземление, со сделавшим это уже не раз. И без отваливавшихся плиток в критическом месте.
     5.05.0
    1 10 11 12 13 14 46

    в начало страницы | новое
     
    Поиск
    Настройки
    Твиттер сайта
    Статистика
    Рейтинг@Mail.ru