KNN> Быстрое опрокидывание судна свидетельствует о резкой потере остойчивости, причина - наличие свободной поверхности воды в трюмах (аналогичный, всем известный случай - авария броненосца Орел в Кронштадте). Появилась ли она там от пробоины, или потепенно захлестывало через иллюминаторы - покажет подъем судна. Шквал, наличие людей на одном борту могли усугубить, но вряд ли явились основной причиной.
По рассказам одного пассажира, когда крен "Булгарии" достиг 40-45 градусов, судно стало резко ложиться на борт. Если ничего он не путает (хотя ссылается на стрелку кренометра), тогда угол заката диаграммы Рида находился в этом диапазоне, что маловато для речного судна. И влияние свободных поверхностей жидкости естественно главная причина снижения остойчивости. Причем, я думаю, значительные свободные поверхности имелись заранее (через открытые иллюминаторы за несколько минут не могло влиться существенного объема воды).
Запас топлива перед выходом (по сообщениям некоторых лиц в прессе) составлял около трети от полного (78 т) - получается порядка 25 т, т.е. одна цистерна (20 т) под завязку, еще в одной порядка 5 т - вот одна свободная поверхность во всю ширину корпуса имеется. Плюс свободная поверхность также во всю ширину корпуса в цистерне пресной воды. Еще одна поверхность в фекальной цистерне, но она смещена к правому борту так что ее влияние существенно меньше (кстати, согласно расчетам для судов этого проекта полностью заполненная фекальная цистерна (12 т) создает крен 1,4 град на правый борт, но данная цифра относится к первоначальному проекту при полных запасах топлива).
Остаются вопросы по 2 порожним топливные цистерны также во всю ширину корпуса. Были ли они запресованы? (я в этом сомневаюсь). Каковы невыбираемые остатки топлива в этих цистернах? Если при положении на ровный киль эти остатки топлива дают свободную поверхность шириной равной расстоянию между продольным набором, то при крене за счет перелива на один борт ширина свободной поверхности может увеличиться.
Ну и наконец, наличие свободных поверхностей в междудонном пространстве не занятом цистернами. Это оценить не представляется возможным, ибо наличие/отсутствие воды в междудонном пространстве главным образом зависит от степени ответственности экипажа к своей работе.
Позавчера местное новосибирское телеведение выдало в эфир сюжет о внеплановой проверке пассажирских судов. Один из представителей РРР сообщил, что уже 2 года освидетельствание судов Речным Регистром перед началом навигации не является обязательным, при условии что во время зимнего отстоя не проводилось ремонтных работ. Ибо один персонаж сказал: "Хватит кошмарить бизнес".
Тем временем все сюда пр.785 остановлены, пассажиры с них высажены, ведутся проверки надзорных органов. По сообщению судовладельцев, для "Глазунова" РРР анулировал ранее выданные документы радиограммой. Данное действие РРР похоже вообще не ложится ни в какие законные рамки, отдает исключительно показухой, если не цирком.
На запасных форумах балансира есть фото выброшенных на берег спасательных плотов "Булгарии" - один надувной и 3 жестких на 10 метрах береговой линии. А сколько их по всему берегу разбросано? Это к вопросу о якобы недостатке спасательных средств.