Vale> Я считаю лучшими штурмовиками, чем Ил - Су-6 и Су-8. Тоже бронированные.
А фронтовые летчики-штурмовики в отличии от испытателей ЦНИИ ВВС которым самолет весьма понравился , буквально "забраковали" Су-6.
Основными притензиями были :
- Плохой обзор вперед-вниз ( что очень важно для штурмовика) по сравнению с Ил-2 у которого капот имеет малый мидель (+ его верхняя поверхность имеет наклон вперед), а фонарь кабины приподнят над фюзеляжем ("горб")
Кстати к ухудшению обзора были притензии и при испытаниях Ил-2 с М-82.
- Малый клиренс винта в положении "на 2х точках" сильно затруднял взлет и посадку и требовал особого внимания.
Кстати то же самое , только в еще бОльшей (если не сказать в вопиюще бОльшей) степени относилось к И-185М71.
Взлет и посадка ( а так же руление) сильно осложнялись плохим обзором вперед - широкий "лобастый" двигатель , большой стояночный угол , относительно низкая кабина.
Это не вызывало больших трудностей для опытных испытателей КБ и ЦНИИ ВВС , но в условиях полевых аэродромов и невысокой квалификации основной массы летчиков-штурмовиков было бы проблемой .
- Слишком высокая нагрузка на крыло ( Сухой пошел на это для повышения скорости) вынуждала использовать развитую механизацию - предкрылки и закрылки.
Летчики-фронтовики единодушно высказались против механизации , обосновывая это тем , что штурмовики неизбежно и очень часто получают повреждения которые могут вывести механизацию из строя.
Повреждение предкрылков и/или их несимметричная работа при маневрах не сулит ничего хорошего.
Посадка на Су-6 без использования закрылков была просто опасной - высокая скорость планирования , большой угол атаки при касании , закрывание обзора массивным капотом , в то время как Ил-2 легко садился без выпуска посадочных щитков ( летчики опасались ими пользоваться по вышеописанной причине).
- При стрельбе из пушек и пулеметов Ил-2 был более устойчив ( кроме Ил-2 с НС-37 , который "колбасило" сильнее чем Су-6 в версии с 37мм пушками) , что очень важно , а более энергичную ("истребительную") реакцию Су-6 на дачу рулей фронтовики оценили негативно , обозвав самолет "дерганным".
С их точки зрения "плавность и дубовость" при прицеливании - это хорошо.
- Более высокая крейсерская скорость Су-6 не встретила особого энтузиазма летчиков. От одногодки-истребителя все равно не уйдешь , но время на прицеливание уменьшается , полет в строю усложняется , при том что даже на Ил-2 на своих максимальных скоростях не летали - в т.ч. и потому что берегли ресурс.
- Фронтовики были категорически против одноместного штурмовика , а 2х местный Су-6 заметно проигрывал в скорости и маневренности своему одноместному собрату , превосходя Ил-2 с АМ-38Ф уже не так сильно как одноместный Су-6.
- Двигатель М-71Ф с которым Су-6 реально превосходил по скорости и динамическим характеристикам ( т.е. не самым важным для штурмовика х-кам) Ил-2 с АМ-38 был и остался
сырым и недоведенным яростно ненавидимым злобными замнаркомами , настолько , что его не получил не только "скромные гении Поликарпов и Сухой" , но и никто другой - включая самих "злых замнаркомов".
С двигателем М-82 Су-6 не добирал характеристик и не имел существенных приимуществ в скорости перед Ил-2.
Собственно повторение истории И-185М82 vs Ла-5.
С двигателем АМ-42 ( тоже сырым и до конца войны практически недоведенным) это был бы практически "Ил-10 под другим соусом" , только без "бонусов" в виде некоторой приемственности с массовым и освоенным Ил-2 и мощного многоопытного ильюшинского КБ.
Вобщем как обычно - происки замнаркомов.
Vale> Для действий на поле боя - оба вполне симпатичны.
Су-8 - это аццкий монстр , которому именно на поле боя делать было нечего. Многочисленная и эффективная немецкая МЗА слишком опасна для столь громоздкой и неповоротливой машины.
Про ушлые фоко-мессы даже не говорю.
Он мог бы был быть интересен например для рейдов по тылам с охотой на поезда и автоколонны , хотя и тут возникают вопросы к оптимальности состава вооружения и нек. др. характеристикам.
Но опять же -
двигатели М-71 проклятые замнаркомы...