Bronetemkin> Гром -это обозначение проекта 12442 или Новик,о котором Вы,наверняка,слышали.На нем,как известно,предполагалось использовать одновальную ЭУ и водометы для подруливания...
Нет, раньше не слышал об этом проекте (я сам с судостроением не так давно связан, так что...). Теперь, благодаря вам, я о нем знаю несколько больше. В свете того, что я успел просмотреть, хотел бы несколько изменить свою точку зрения на исходный вопрос и кое что добавить:
1) В предыдущем ответе я говорил о водометах с "классическим" забором воды из под днища, причем точка забора должна быть достаточно заглублена для предотвращения подсоса воздуха, шуги и пр. Глядя на корму "Новика" (рисунки из параллельной ветки) у меня возникает несколько мыслей:
- если предполагалось брать водометы обычной конструкции и устанавливать их в корму на верхнюю грань подзора, то в этом случае они могли бы затягивать в себя не то что шугу, но и воздух, что для водометов еще хуже;
- этого можно было бы избежать, либо удлиняя водозаборники в нос, что привело бы к увеличению потерь не только в водометах, но и в водоизмещении корабля в целом (не говоря о внутренних объемах), либо заглубив водометы, установив их ниже днища (как, если мне не изменяет память, сделано на пр. 21630), но во втором случае все равно сохранялся риск попадания шуги, да и размещение точки водозабора в тени корпуса тоже не хорошо.
2) Устанавливать водометы только для улучшения маневренности, по моему мнению, это перебор, т.к. они всё равно должны работать на всем диапазоне скоростей хода. К тому же, это вызвало бы усложнение силовой установки + увеличение расхода топлива. Было бы логичнее, в таком случае, предложить установку двух водометов - они бы и ход обеспечивали и управляемость, правда это потребовало бы изменения конструкции корпуса.. "совсем небольшой"... Ну или делать как на схожем по характеристикам SAS Amatola (
warship: South African Valour Class Frigates photos ), где на экокномический ход работают два винта с приводом от дизелей, а на полный - водомет от турбины.
Собственно в итоге. Да, вполне вероятно, что речь в упомянутом вами разговоре могла идти именно о водометах и их использовании только для улучшения маневренности корабля. Да, в случае, о котором я говорил в п.1, действительно мог бы иметь место факт подсоса воздуха и шуги. Можно было бы конечно на этом корабле предусмотреть другие варианты использования комбинированных движительных комплесов, но это всё "бы"...
P.S. Разумеется это всё это только мои размышления на тему, т.к. я при том разговоре не присутствовал и всех нюансов не знаю, а творческая мысль может порой в такие дебри завести...
P.P.S. Ох чувствую скоро отсюда все эти рассуждения перенесут в параллельную ветку.