Capt(N)> А ведь поговорить есть о чем.
Еще как есть о чем поговорить.
Capt(N)> Но вот ,что касается личного состава,простых срочников! Хотите сказать ни у кого неслучался суицид срочников,никто своих мичманов/матросов на родину к бойцу не оправлял гроб сопровождать? Это совсем другой разговор,без лишения квартальных премий,подачи на командира в суд или желания купить автомобиль...
Ув. Кэп, тема эта еще более сложная, но она всегда переплетена с офицерами. Попробую пояснить. Первый раз с суицидом матроса я столкнулся на том самом УК "Хасан", фото которого недавно выкладывал в параллельной ветке. Я был нахимовцем, приборщиком командного коридора, где размещался гальюн команды, где я и обнаружил вскрывшего вены матроса. Успели, откачали... Причин нам особо не раскрыли, зам только поблагодарил за своевременные и быстрые действия, но не применул намекнуть, что с этим всем мы столкнемся в своей будущей службе...
Хотите верьте, хотите нет, но от лейтенанта до командира не имел ни одного суицида. Хотите знать почему? Потому что всю службу на сон отводил 5-6 часов, иногда, не более 4-х. Хватало? Не знаю, тогда - да, сейчас уже нет. Потому что будучи штурманом все работы проводил с подчиненными, потому как в смене обеспечения не спал, запершись в каюте, а в режиме "маятника" сновал по совим заведованиям, по местам отдыха подчиненных.
Став старпомом и командиром не запирался в каюте, а продолжал работать в том же режиме. Работал сам и ЗАСТАВЛЯЛ работать остальных. Может мне повезло, но два из четырех моих замов были дейтсвительно "инженерами человеческих душ" и без дипломов психологов. Года до 1998 и за офицерским составом не приходилось ходить как за матросом-первогодком, поэтому удавалось сформировать коллектив, ратовавший за дело.
Да и старшие товарищи, в том числе и дед-срочник, и отец-офицер, командиры рот в училище, многому научили - главное видеть в матросе (вообще - подчиненном) не "одну большую жопу", а по крайней мере - человека. И применять, широко применять метод КНУТА и ПРЯНИКА, который практически никогда не давал осечки.
Ни для кого не секрет, что матрос (мичман, офицер) "балдеет" от безделья. Поэтому распорядок дня создан для того, чтобы загрузить экипаж не просто бесцельным трудом, а работой, в которой он УВИДИТ СМЫСЛ СВОЕГО НАХОЖДЕНИЯ НА СЛУЖБЕ. А когда он за день отработает по полной, и единственным его желанием будет поесть и поспать - накорми, покажи ему фильм, устрой "КВН" между БЧ/Сл,дай расслабиться в спортзале и дай поспать.
А для этого - еще раз повторюсь - надо драть, драть и еще раз драть товарищей офицеров - чтобы продукты на камбуз выдавались по полной, чтобы камбузный наряд пищу готовил качественно, чтобы за бачками хватало всем и всегда и тарелок и еды. А для этого - офицер должен быть рядом или воспитать старшину командира отделения, который его заменит.
На форуме много тех, кто помнит время, когда молодому лейтенанту, вышедшему на большую приборку командир отделения мог с обидой в голосе сказать: "Тов. л-т, а вы мне что, не доверяете?" И становилось стыдно, что действительно - офицер занимается не своим делом.
Или как воспитывалось уважение к дисциплине и к самому себе? Да очень просто - провинился экипаж опозданием на УФЗ - дежурный по кораблю и офицеры из смены обеспечения "получили свое", а стоварищами матросами и старшинами - другой подход, называйте его как хотите, но он РАБОТАЛ: построились на причале в адмиральский час спустя 30 минут после обеда, чтобы пища улеглась, и получили команду "ГАЗЫ", а потом строем по территории бригады - рядовые в противогазах, а командиры отделений - рядом еще и в КЗИ. А во главе строя - старпом, тоже в противогазе. И воспитывался коллективный дух, ответственность, ибо упавших не бросали, а тащили на себе дальше.
А началось все с лейтенантства, когда под проливным дождем занимался на плацу строевыми занятиями, а на вопрос начальника штаба: "как так можно было с матросами?" был простой ответ: "а вы на земетили, что я был рядом с ними под тем же дождем?" только в отличие от л/состава, сушилки для обмундирования у меня не было. Зато результат был - за 13 с лишком лет ни БЧ, ни корабль ни разу не заняли места ниже первого в соединении по строевой подготовке.
А какую благодатную помощь в поддержании дисциплины дал "антитеррор"? После пары месяцев ежевечерних тренировок матросы сами просились в состав "боевого взвода". И не потому, что их куда то там вывозили, а потому как тренировали, тренировали и еще раз тренировали, воспитывая ГОРДОСТЬ за свой корабль, который всегда занимал 1 место в этом виде подготовки в соединении. И не в падлу было этим матросам окапываться в снежных сугробах, и на себе испытывать, что такое ползать на брюхе с полной выкладкой. Но ведь рвались же... Почему? Да потому что надо было ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ людей...
А о психологии тоже не забываем. Вы когда-нибудь читали письма матроса, которые он вам САМ передавал для прочтения? Кто не мог сработать так - читал до матроса, но... знал наперед что как и где может произойти. Незаконно, нарушение прав? да, но жизнь человеческая того стоит. Особенно это понимаешь, когда стоишь в дверях рубки сигнального мостика, в которую забился матрос-полторашник с ножом в руке, вопящий на всю бригаду: "Я себя порежу, я ее, с...ку, порежу!" а ты видишь, что до нее он вряд ли доберется, а вот себя порезать - ему осталось сантиметра полтора...