Безусловно, достаточно полную картину боя можно составить только имея на руках боевые донесения и рабочие карты (или кроки). Однако, кое-какие штрихи, дополняющие примитивную картину, нарисованную в детских книжках и учебниках, можно попытаться подчерпнуть в других источниках и документах. Ну или, хотя бы, обозначить новые вопросы.
1). Доступные свидетельства и документы позволяют говорить о гораздо более сложном характере боя, который пришлось вести 91-й ОСБр 26-27 февраля и в несколько последующих дней в районе с. Черное, нежели то, что рисуется нам из традиционных описаний.
Судя по всему, 2-й осб, наступая в отведенной полосе, уже 26-го натолкнулся на сильное сопротивление немцев. Так, в воспоминаниях бывшего парторга 2-го батальона Т.И. Корейского имеются следующие свидетельства: "...батальон расположился в большом бору, где до вечера проводилась тщательная проверка готовности бойцов к предстоящему бою. Затем под покровом темноты в колонне по одному двинулись к переднему краю. Вдруг в темноте справа, слева и впереди взвилось несколько ракет. Стало светло как днем. Противник открыл огонь ураганной силы. Батальон оказался рассеченным на две части, погиб командир батальона Афанасьев. Пришлось занять круговую оборону, которой руководил командир роты капитан Канделинский. ... Рвались снаряды, мины, пулеметный огонь из дзотов не давал поднять головы.".
Учитывая, что всё это вспоминалось через много лет после войны, вполне объяснимы многие неточности. Но, по ряду моментов информация подтверждается другими источниками. Батальон, действительно попал в сложное положение и даже вынужден был отражать контратаки противника. Так, существует наградной лист на лейтенанта Г.М. Канделинского, командира взвода автоматчиков 2 осб, в котором записано: "26 февраля 1943 г. в районе д. Чернушка ... со взводом автоматчиков отбил три атаки немецких захватчиков, уничтожил более 15 немцев". В НЛ на командира отделения 1 стр. роты 2 осб записано: "Своим отделением отбил контратаку и захватил немецкие траншеи, продвинулся вперед и заставил противника отойти назад 26.02.43 в районе Чернушки".
Командир батальона капитан С.А. Афанасьев не был убит, но, судя по всему, именно здесь получил тяжелое ранение в бедро, которое в итоге оказалось смертельным (23 марта скончался в бол. им. Боткина, куда был доставлен 17.03.43 с уже развившимся сепсисом).
Активное использование артиллерии и минометов косвенно подтверждается другими наградными документами. Так, в НЛ на командира минометной роты 4 осб указано: "За время боев 26.27.02.43 под д. Чернушка ... лично сам уничтожил две мином. батареи противника, путем точных разработанных данных...".
2). Обращает на себя внимание насыщенность пулеметными ОТ обороны противника. ДЗОТы и другие пулеметные ОТ фигурируют и в полосе действий других батальонов бригады. Так, в НЛ на командира стрелкового взвода 4 осб отмечено: "За время боев 25-27.02.43 ... его взвод первым занял 2 ДЗОТа противника...". В НЛ на командира отделения пульроты 4 осб записано: "Во время наступления 27.02.43 на с. Черное ... был контужен, но не бросил поле боя, сам залег за станковый пулемет и расстреливал с левого фланга немецких автоматчиков, В результате бойцы 1-й и 3-й стрелковых рот успешно заняли 3 ДЗОТа противника". Еще один НЛ на другого бойца пульроты 4 осб: "Во время наступления на сел. Сев. Черное ... вывел из строя немецкий пулемет и уничтожил полностью расчет". Пулеметчик пульроты 3-го осб: "27.02.43 в районе д. Черное убил немецкого офицера и захватил пулемет". И т.д., и т.п.
3). В некоторых публикациях упоминаются следующие подробности боя: "В политдонесении, которое составил начальник политотдела 91-й отдельной стрелковой бригады, детально описан бой за деревню Чернушки. Оказывается, рядом с дзотом, на амбразуру которого лёг Александр Матросов, находилось ещё два, несколько в стороне. Первый был уничтожен старшим сержантом Шариповым, второй — красноармейцем Галимовым. К основному дзоту поползли Матросов и Огурцов... За уничтожение вражеских укреплений старший сержант Шарипов был награждён медалью «За отвагу», рядовой Галимов — орденом Красной Звезды, рядовому Александру Матросову присвоено звание Героя Советского Союза посмертно".
Фрагмент упомянутого политдонесения выше приводился (Шариков - это, очевидно, неправильно прочитанный Шарипов). Однако, там просто идет перечисление отличившихся. Пытаемся найти дополнительные источники, и...
Шарипов Овит действительно награжден, но!!! за 26-е февраля: "Подкрался к немецкому ДЗОТу, уничтожил расчет и захватил немецкий пулемет в районе деревни Чернушка ... 26.02.43".
Галимов Ярулла, 2-й номер ПТР 3-го осб: "26.02.43 в районе дер. Черное ... из противотанкового ружья зажег (!!!!) ДЗОТ противника и захватил пулемет".
Другими словами, оба эти ДЗОТа и оба эпизода, вообще "не бьются" с событиями 27.02. И если Шарипов хотя бы из 2 осб, то Галимов совсем "не при делах".
4). Один из ДЗОТов 2 осб "всплывает" в НЛ на командира взвода автоматчиков 2 осб мл. лейт. Королева (по всем данным - это прямой начальник А. Матросова). Этот офицер, в частности, вспоминал: "Разведка установила, что на участке батальона - три дзота. Они прикрывали подступы к Чернушкам перекрестным огнем. Особенно назойливым был фланкирующий огонь двух дзотов. Командир батальона приказал мне блокировать один дзот противника. Выделив штурмовую, группу, в которую вошли автоматчики, бронебойщики и пулеметчики, я приказал начать атаку дзота. Нам удалось подползти к нему на 50 метров. Открыв по амбразуре сильный огонь, автоматчики атаковали дзот. Через несколько минут с этим было покончено. Второй дзот уничтожили бронебойщики. Но батальон не мог подняться в атаку. Третий дзот злобно обстреливал лощину, как только бойцы пытались пересечь ее".
Читаем его НЛ: "Вывел [из строя] пулеметный расчет немцев, убил офицера, повернул пулемет немцев против противника в районе д. Чернушка ... 27 февраля 1943 г.". Очевидно, это и есть первый из описанных им выше ДЗОТов. Во всяком случае, другого кандидата на отождествление пока нет.
5). Считается, что первое документальное упоминание о подвиге А. Матросова появилось в донесении политработника 91 ОСБр лейтенанта Волкова. Так, например, читаем в одном из источников: "Утром начался бой. В 11 часов 15 минут Матросов совершил свой подвиг. Агитатор политотдела бригады старший лейтенант Волков, видевший его, в тот день писал в донесении своему начальнику майору М. В. Ильященко: "...нахожусь во втором батальоне. Наступаем... В бою за д. Чернушки комсомолец Матросов... совершил героический поступок - закрыл амбразуру дзота своим телом, чем обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление продолжается. Подробности доложу по возвращении".
Если это действительно так, то это сильный аргумент "За". Дело в том, что агитатор бригады старший лейтенант Петр Ильич Волков погиб, совсем на чуть-чуть пережив А. Матросова, в этот же день 27.02.43. Т.е., он ничего не мог знать про дальнейшее развитие этой истории. Он написал то, что видел сам, находясь в бою с л/с 2 осб, и именно так, как посчитал нужным.