AGRESSOR> То, что в сознании нынешних людей эти вещи отличается, это я уже понял. Вопрос - насколько вообще оправданно эти вещи разделять? Для чего это следует делать? Насколько это практично делать в плане извлечения из них как практического опыта, так и, скажем, материала для написания истории, создания ценностей на основе этой истории и воспитания на этом молодежи?
Опять вы всё перемешали. Награждают героя за героизм, и отдельно от этого пропаганда может использовать героизм для мотивации других. Если мастера наградить за мастерство, это тоже можно использовать ("стахановцы", "ворошиловские стрелки" и т.п.). Про героя могут песенку сложить. Про мастера напишут в учебнике. Но зачем это смешивать, чтобы потом задаваться вопросом о целесообразности разделения? Это принципиально разные несмешиваемые сущности, как суп и чай.
AGRESSOR> ИМХО, погибший (по терминологии au) мастер-шеф может быть героем, так как он самоотверженно отдал жизнь.
Может. Но это не смешивание категорий, а попадание в обе одновременно. Если бы Покрышкин погиб в бою, он бы попал в обе категории. А так он "лишь" мастер-шеф.
> Но если героем назначается просто пафосно погибший солдат (при всем уважении к нему) - это своего рода компенсация для него, уравнивание, отрицание очевидной разницы во вкладе обоих в победу.
Вклад в победу — это другое. Героизм — это отражение состояния души героя. Он может и не победить в своём бою, но его героизм может подтянуть вверх состояние души многих других, в т.ч. мастер-шефов. Поэтому герои бесценны для пропаганды и через неё полезны для победы. Люди зависят от социальной среды, и если одну условно-гомогенную группу разделить на две части, одну часть окружить славой "наших", а другую страхом "наших", то ясно кто будет лучше в бою.
> мне просто не нравится, когда некорректная трактовка закрывает других людей.
Героизм одного никак не может "закрывать" других кроме как из-за их зависти.
AGRESSOR> Почему, например, школьник быстрее знает Матросова, заткнувшего грудью пулемет, но не знает Кузнецова, Ваушпасова, Орловского - настоящих профи, чья боевая работа куда более результативна?
Потому что школьник уже понимает героизм и формируется как личность, а настоящие профи для него — просто дяди. Мастер-шефов од откроет для себя гораздо позже, и тогда поймёт что это за люди. У вас в школе в кабинете математики не было портретов Лобачевского и прочих? Ломоносова в физическом? Были. Это мастер-шефы, а Ломоносов — мастер-шеф мастер-шефов. Но на формирование вашей личности они не повлияли вопреки ожиданиям ГорОНО — не вовремя. На меня тоже, если что, но я их
морды запомнил.
А по сути в ваших словах чувствуется жажда одобрения другими, а это плохой признак. Герои идут на подвиг не ради наград — вероятность дожить невелика, вероятность получить награду невелика, а смерть рядов. Также мастер-шефы вырастают не ради наград — вероятности ещё меньше. Поэтому кого, как и за что награждать — это решение награждающего. Требовать наград или одобрения — весьма скверный знак.
> Сейчас нынешние школьники, вероятно, не знают ни тех, ни других, но в СССР Матросова знали, а этих - нет. Правильно ли их учить, что герой, пример для подражания - это тот, кто заткнул собой пулемет и отдал жизнь, а не тот, кто годами истреблял фрицев как теревов на охоте?
Дети в школьном возрасте формируются как личности. Role model для них лучше выбрать хорошую, а не как получится. Получается обычно плохо.
> Если мы щадим наших детей, то может, им вообще до универа не рассказывать, как выигрываются войны?
Ха. А вы думаете что люди вообще знают как выигрываются войны? Думаете они хотят знать? Думаете им нужно это знать? Я так не думаю, попунктно.