Реклама Google — средство выживания форумов :)
По некоторым сведениям, она должна быть взорвана вместе с пусковой установкой прямо на месте (если уже не взорвана). Разумеется, такое решение проблемы обойдется государству в копеечку, но рисковать, особенно в сезон техногенных катастроф
Если избавите от прямых или косвенных упоминаний Коротченко, то сделаете большое одолжение.
Последняя моя стрельба на должности командира 466-го ЗРБР (г. Вильнюс), 27-ой корпус ПВО (г. Рига), 6-ой ОА ПВО (быв. г. Ленинград) проходила в конце ноября 1990 года на мысе Таран в Калининградской области, на акватории Балтийского моря.
Подготовка к боевым стрельбам на мысе Таран начиналась примерно за месяц. В конце октября 1990 г. командир корпуса генерал-лейтенант Рулевский Ю.Г. поставил задачу перед бригадой на проведение тактических учений с группой дивизионов С-300ПС с проведением боевых стрельб на акватории Балтийского моря. С получением распоряжения было принято решение на отправку команды для разведки маршрута движения колонны с боевой техникой и изучения района выполнения стрельб. Старшим команды был назначен начальник штаба бригады полковник Коломийцев Анатолий Петрович, который с поставленной задачей справился блестяще. Более того им был представлен расчет для размещения многотонной боевой техники (для примера вес РЛО-радиолокатора обнаружения около 63 тонн) с использованием существующих оборудованных площадок флота. Они представляли собой участок на заболоченной территории с площадкой размером 50 х 60 метров из аэродромных плит. Командование КБФ поддержало идею использования этих площадок. О результатах рекогносцировки было доложено командиру корпуса Рулевскому Ю.Г. По окончании доклада мною было получено разрешение начать марш в район учений не ранее чем за 10 дней. Командир корпуса уточнил - возможно ли успеть в столь сжатые сроки, поскольку из опыта выходило что 183-я ЗРБР подготовку начинал за 1.5 месяца. На что получил утвердительный ответ.
Нам это решение дало возможность сэкономить время и средства на отработку боевой слаженности на месте постоянной дислокации бригады. После проведения октябрьских праздников было принято решение на совершение марша в район боевых действий с учебной целью. Состоялся почти двухдневный марш в район учений. К маршу было привлечено более 75 единиц боевой техники. Поскольку у водителей тяжеловесной боевой техники большого опыта вождения не было, то за руль основных единиц боевой техники ( РЛО, КПС, НВО) сели офицеры с опытом вождения боевых машин. Это было абсолютно верным решением, когда при маневрах дивизионов к управлению боевыми машинами допускали квалифицированный офицерский состав. Уж слишком высока стоимость боевой техники, а также мера ответственности за личный состав. Излишний риск никому был не нужен. Движение колонн началось рано утром, в около 7 часов утра, в свою очередь одна из колонн должна была проехать по городу Вильнюс. Командованием бригады было принято решение в первый день совершить марш протяжённостью около 300 км. Примерно к 20 часам вечера того же дня основная часть техники прибыла на промежуточный пункт. Общая продолжительность первой части марша составила примерно 16 часов. Марш прошел успешно, особых поломок не было. Первая часть марша в прошла по большей части на территории Литвы по магистральной трассе Вильнюс – Клайпеда. Трасса была в отличном состоянии и как нельзя лучше соответствовала выдвижению к боевым порядкам, поскольку проходила вне населенных пунктов. На следующий день условия марша несколько ухудшились поскольку оставшиеся 200 км пришлось ехать по узким дорогам на территории Калининградской области, большая часть которых была построена ещё в довоенное время. Кроме как мелкого дорожного ремонта никакие работы с тех пор не проводились. А ведь вдоль дорог еще немцами были посажены деревья, основу которых составляли ровные ряды ясеня и липы. Перед нашими водителями стояла непростая задача как проехать эти узкие участки дороги, ширина которых в отдельных местах составляла всего лишь 3 - 4.5 метра. Было принято решение о формировании колонны из 5-6 машин с интервалом движения в 20 минут. Наконец, мы прибыли на пункт назначения, где предстояло выполнять тактические учения с боевой стрельбой.
По прибытии был разбит палаточный лагерь и начато размещение личного состава. Этими вопросами занимался начальник тыла бригады подполковник Потребко Иосиф Иосифович. Надо отметить, что в тот год осень была холодная и дождливая, поэтому было принято решение разместить командный состав на базе отдыха Прибалтийского военного округа, а личный состав разместить на казарменном фонде флота. Эта задача была успешно решена. В палаточном же лагере мы решили разместить тыловой пункт в составе пищевого блока и складских помещений. Он получился весьма компактным и имел довольно приличный вид. Были проложены дорожки, которые были посыпаны песком и каменной крошкой. Дальше подошло время расставлять боевую технику. Надо сказать, что по занятию позиции особых проблем не было. Примерно за неделю до начала организационно-мобилизационных сборов командного состава армии с целью проверки готовности бригады к мероприятиям на мысе Таран прибыла группа генералов и офицеров управления армии. В составе группы были - заместитель командующего по боевой подготовке генерал-майор Калюжный Анатолий , начальник ЗРВ армии генерал-майор Белобровкин Владимир Иванович и другие высшие должностные чины. В помощь бригаде для оборудования ложных позиции была выделена группа солдат и сержантов из состава инженерного батальона армии. Группу возглавлял начальник инженерной службы армии полковник Ключеров Юрий Сергеевич. Проверяющие остались довольны проделанной работой и доложили об этом командующему армии генералу-лейтенанту Мируку Виктору Федоровичу.
Обратный путь с мыса Таран в Вильнюс был намного сложнее и более продолжительным по времени. Но, об этом в следующей части.