Реклама Google — средство выживания форумов :)
А.С.Бакаев в своем докладе, упомянутом выше, говорил: "Как это ни странно на первый взгляд, но несмотря на преобладающее значение в Германии тех порохов, которые наилучшим образом подходят в качестве твердого топлива для реактивных двигателей, немцы использовали эти пороха для PC позднее, чем СССР".
И действительно, первые опыты по замене черного пороха в реактивных двигателях порохом баллиститного типа, а именно динитродиэтиленгликолевым, начались в Германии только в 1935-36 гг.
И далее А.С.Бакаев отмечал: "Во время войны, испытав на себе эффективность массового применения реактивной артиллерии Красной Армией, немцы начали лихорадочными темпами развивать этот новый (точнее говоря, вновь возрожденный) вид оружия" /31/.
К концу войны ракетной техникой в Германии и оккупированной Чехословакии занимались 9 заводов, 13 НИИ, а также крупнейшая фирма Рейнметалл-Борзиг /31/.
Однако огромным препятствием на пути вооружения немецкой армии новыми пороховыми PC явилась невозможность для германской пороховой промышленности, основанной на использовании гидропрессов Круппа, готовить в массовом масштабе ракетные шашки большого диаметра и длины. Для решения этой задачи немцы пошли по пути увеличения мощности, а, следовательно, и размеров гидравлических прессов, что было несомненной ошибкой. Работая в этом направлении, они дошли до изготовления гигантских "мамонт-прессов" около 14 м высотой и массой до 100 тонн.
В Советском Союзе был избран принципиально другой путь — создание непрерывной шнековой технологии изготовления ракетных порохов. Эта технология имела не только во много раз большую производительность, чем гидропрессовая по выпуску ракетных зарядов, но и сняла практически все ограничения с точки зрения габаритов выпускаемых пороховых элементов.
В 1958 году, вплотную приблизившись к технологии изготовления зарядов в виде набора шашек диаметром до 0,8…1 м, общей длиной до 6 м и массой до 4…5 т, Ю.А. Победоносцев предложил С.П. Королёву организовать в ОКБ-1 «особую инициативную группу» для совместной теоретической проработки создания стратегической ракеты с РДТТ с дальностью полета 2000…3000 км, используя имевшуюся в нашей стране базу по баллиститным порохам, заряды из которых изготавливались по технологии проходного прессования. По мысли Победоносцева, прочное скрепление шашки из баллиститного пороха с корпусом могло быть достигнуто путем намотки на готовую шашку стеклоленты со связующим, которое полимеризовалось бы при нормальной температуре (эту идею не удалось реализовать из-за недостаточной эластичности баллиститного пороха в заданном интервале температуры хранения и эксплуатации двигателя).
В начале 1959 года С.П. Королёвым была образована группа проектантов, перед которой была поставлена задача подготовить технический отчёт по анализу возможностей создания твёрдотопливных ракетных комплексов с использованием существующих производственных и сырьевых баз и сформулировать требования по строительству новых мощностей. Группу возглавил И.Н. Садовский — заместитель начальника проектно-баллистического отдела С.С. Лаврова. В этот коллектив входили молодые специалисты Э.А. Вербин, Ю.В. Сунгуров, Ф.А. Титов и ряд других сотрудников ОКБ-1.
Через три месяца инициативная группа, которая работала в тесном взаимодействии с лабораторией Ю.А. Победоносцева, выпустила трехтомный технический отчет. Проектные исследования показали, что для ракеты с РДТТ с дальностью стрельбы 2000 км и более необходима разработка моноблочных двигателей диаметром более 1 м, что не представлялось возможным из-за технических ограничений по диаметру шашек, изготавливаемых из баллиститного пороха методом проходного прессования. Максимально допустимый по технологии диаметр шашек не мог превышать 800 мм. Поэтому двигатели каждой ступени должны были иметь пакетную компоновку из 4-8 блоков в зависимости от дальности полета ракеты.