Lamort> Некоторые очень любят говорить "про чужое невежество".
Я этого не люблю и избегаю всеми силами - не терплю только, когда незаслуженно упрекают в невежестве меня.
Lamort> Почему точность "Зенита" можно считать "близкой к максимально возможной", что мешает сделать ракету точнее "Зенита"?
Высокая точность именно "Зенита" связана с тем, что это единственная РН в экс-СССР, которая сразу создавалась под цифровое управление, и точность выведения была одним из приоритетов при её создании. Тем не менее, прогресс позволил при модификации этой ракеты под "Си Лонч" ещё повысить её точность, а вдобавок ещё и сделать процедуру прицеливания более удобной.
По факту, разброс апогейных параметров GTO у "Зенита-3SL" примерно в полтора раза меньше, чем у "Ариан-5", которая тоже создавалась под цифровое управление, тоже летает в основном на GTO и находится в одинаковых с "Зенитом" условиях по траектории выведения ("Протон" и "Атлас" находятся в более сложных).
Если не рассматривать астро- и радиокоррекцию, GPS и прочие внешнетраекторные средства, а только инерциальную навигацию, то точность наведения баллистической ракеты ограничена не только возможностями инерциальных датчиков, но и точностью матмодели управления. Поскольку ракета - не жёсткая конструкция, поскольку ЖРД нельзя мгновенно запустить и остановить, и разброс параметров фактической ракеты накладывает ограничения на точность модели.
Кроме того, есть ещё алгоритмические ограничения. Ни для кого не секрет, что практически все ракеты с БЦВМ для уменьшения рассеивания используют расширенный фильтр Калмана, а он тем эффективнее, чем точнее априорное знание параметров ракеты. Поскольку БЦВМ куда сильнее лимитированы по ресурсам, чем традиционные компьютеры, из алгоритма выкидываются все части функционала, влияние которых меньше ожидаемой погрешности.
В целом, невозможно без коррекции по внешним источникам попасть в апогей GTO точнее 20 км. Что же до точности МХ-а, она обеспечивалась не только суперточной ГСП, но и тем, что автобус разводил боеголовки в последний возможный момент - и даже при этом влияние ветрового сноса при нисходящем атмосферном участке могло превысить 100 метров.
А.С.>> Тем не менее, если изучить юзер мануал по "Днепру", хорошо видно, что именно автобус с его тянущим двигателем используется в качестве третьей ступени. И газодинамический экран ("ведро") тоже присутствует.Lamort> В одной модификации присутствуют, а в другой нет, и ещё неизвестно, что осталось от системы управления, которая была на МБР в модификации "Днепр-1". Lamort> Ракета-носитель"Днепр"А.С.>> На "Протоне-М" применена СУ (точнее, БЦВМ и заметная часть датчиков) от "Зенита", алгоритмы, понятно, свои, исполнительные устройства остались от "Протона-К", ну и кабельную сеть унифицировать не было возможности.Lamort> А к автомобилю "Москвич" подходило очень много запчастей от какой-то модели "Рено", и что с того? Lamort> Речь шла про "взяли и переставили" систему управления.
Систему управления Минитмен-3 переделали под использование ГСП и БЦВМ от МХ.