SashaMaks> Занимаясь своей борьбой с ветряными мельницами столько лет, типа "неустойчивого горения", совсем не задумывался над усовершенствованием конструкции своего двигателя, а было куда двигаться.
Вот и "продвинулся".
Теперь можно будет подвести итоги.
Не всё так просто, как казалось ранее, а чего там, просто корпус подлиннее, главное сделать его.
Корпус был сделан, а вот технология его заправки поменялась. Более невозможно стало применять на таком бешеном удлинении порционную загрузку топлива с одновременной порционной подпрессовкой. Единственным выходом оставалось применять заливку, но она оказалась сильно не надёжной даже для очень текучих карамелей на сорбите, так как даже с ПАВ обнаруживались пузыри вдоль перегородок. Именно из-за перегородок заливка в такой корпус не давала 100% успешно полного заполнения объёма камеры сгорания. Именно из-за этого происходило абсолютное большинство прогаров корпуса и связанных с этим далее его полным разрушением.
В итоге замена многосегментного корпуса на целиковый привела к некоторому упрощению сборки и конструированию двигателя и ракеты, но подарила в замен новые проблемы, которые, не только мне, не удалось до сих пор полностью разрешить.
1. Сразу же после первых заливок обнаружилось, что плотность топлива какая-то низкая порядка 1,5-1,7г/мл. Стало понятно, что идёт термическая усадка связки и необходима помощь в этом ей на таком большом удлинении корпуса. Так появилось первое, неизбежное в этом случае, технологическое усложнение заправки - прессование. В свободном виде усадка больше шла. Теперь стало понятно, что когда гнобили исходную многосегментную конструкцию на предмет отсутствия в ней применения прессования, что типа там обязательно будут несплошности, несплошности появились в целиковой конструкции корпуса, а в многосегментной их не было.
2. Заливка топлива сразу всей кучей в корпус выглядела просто, но полностью лишила меня возможности контроля и попыток что-то исправить, если образуется дефект типа воздушного пузыря в топливе, двигатель оправлялся в утиль, чего раньше мне никогда не приходилось делать. Как выяснилось, прессование не помогает от пузырей никакого размера. Воздух из них никуда не девается, а если они достаточно большие особенно в радиальном направлении и их размер более 4мм хотя бы в одном небольшом месте, то двигатель ждёт здесь или прогар или полное разрушение после термического утонения стенки корпуса. От суда пошли другие усложнения технологии, в виде различных торцевых ТЗП, которые даже на торцах всё равно полностью не могли гарантировать отсутствие неспошностей в топливе. Торцы были наиболее очевидным, но далеко не единственным, местом образования пузырей. Поэтому работая в одном месте над избавлением от них, отрицательный результат по прогарам получал в другом месте. Решение и спасение от всех бед в виде заливки топлива и его прессования не помогло. Корпус оказался не способным долго держать давление под высокой температурой после вскрытия пузыря и быстро прогорал. А ТЗП в нём и не предусматривалось принципиально.
3. Заливка топлива в целиковый корпус потребовала обязательного использование торцевого бронирования, для чего пришлось вырезать бумажные диски, что тоже не очень-то просто выглядело. Также потребовалось повысить точность торцевой пригонки поверхностей. Если на многосегментном корпусе она достигала значений ±2мм и двигатели прекрасно работали при этом не прогорая благодаря герметику, то в новом целиковом корпусе работа с геметиком на торцах была сильно осложнена из-за полного отсутствия контроля. Не возможно было определить насколько качественно были соединены торцевые поверхности между собой. В целиковом корпусе всё получалось сразу закрытым и получался своего рода "чёрный ящик", где повезёт не повезёт. Поэтому старался свести на нет неточности торцевого соединения, но всё равно не помогало.
4. Применение столь длинных секторов топлива так же не добавило надёжности в работе двигателю. Вместе с маниакальным стремлением ускорить выход двигателя на режим получил новые проблемы в виде поперечных трещин из-за большого градиента давления по длине секторов, возникающего в результате очень быстрого роста давления в камере сгорания от воспламенителя.
Теоретически можно было бы попытать счастье и помучится ещё, например сделать заливку тонкой струйкой в предварительно подогретый корпус, но тут нужно и дополнительное оборудование, которое полностью сведёт на нет все преимущества целикового корпуса и многосегментная сборка без всяких прессов и пр. станет снова проще.
Свободная усадка топлива настолько проста, что даже не требует применения на торцах никакого ТЗП, оно только вредит, так как под тем же слоем бумаги образуются усадочные раковины в этом случае, которые так же не видны и контролю не подлежат.
И теперь, оценивая своё стремление погнаться за упрощение конструкции, понимаю, что упрощать её уже больше некуда. По факту уже 1,5 года нет ни одной новой ракеты и всё потому, что новый корпус стал настолько сложнее, что неизвестно когда теперь что-то вообще появится из ракет.
Это сообщение редактировалось 30.12.2013 в 02:29