TEvg-2> Вот за что я ненавижу современную авиацию - за дебильное ценообразование.
TEvg-2> Ну с какого х** разница в стоимости билетов составляет 80%? А я видел и 300%!
Классика. Ценовая дискриминация.
На практике монополист часто стимулирует этот самоотбор изменением
не количества товара, как в данном примере, а его качества. Хорошим
примером такого рода является ранее упомянутый случай с установлением
цен на воздушные перевозки. Авиалиниями США обычно предлагаются два
вида авиабилетов. Один вид билетов — без ограничений: этот тариф без
ограничений привлекателен для лиц, отправляющихся в деловые поездки,
поскольку их планы относительно поездки могут неожиданно измениться.
Другой тариф предусматривает несколько ограничений: пассажир должен
останавливаться в пути на субботнюю ночь, должен покупать билет заранее,
за 14 дней, и т.д. Наличие этих ограничений делает такой билет менее
привлекательным для лиц, отправляющихся в деловые поездки т.е. для
пассажиров с высокой готовностью платить, однако для туристов эти
ограничения все же приемлемы. В конце концов каждый тип пассажира выбирает
тот класс тарифа, который предназначался именно для него, и авиалиния
получает гораздо больше прибыли, чем при продаже каждого билета по
одинаковой цене.
...
Как мы видели, оптимальная политика ценообразования для
монополиста, имеющего дело с двумя группами потребителей, состоит в продаже
продукта по высокой цене на рынке с высокой готовностью платить и в
предложении продукта пониженного качества рынку с более низкой готовностью
платить. Смысл предложения продукта пониженного качества заключается в
том, чтобы отговорить потребителей с высокой готовностью платить от
покупки товара с более низкой ценой.
Способ, которым авиакомпании осуществляют эту политику, состоит в
предложении "тарифа без ограничений" для деловых поездок и "тарифа с
ограничениями" для частных поездок. Оплата по тарифу с ограничениями часто
сопряжена с выполнением ряда требований, таких, как покупка билета
заранее, остановка в пути на субботнюю ночь и др. Смысл этих требований
заключается, разумеется, в том, чтобы иметь возможность различать
пассажиров, отправляющихся в деловые поездки, для которых характерен высокий
спрос, и более чувствительных к цене пассажиров, отправляющихся в частные
поездки. Предлагая "ухудшенный" продукт — тарифы с ограничениями —
авиакомпании могут запросить с клиентов, требующих гибкой организации
поездок, значительно большие цены за приобретаемые ими билеты.
Такого рода механизмы ценообразования вполне могут быть общественно
полезными: не имея возможности проводить ценовую дискриминацию,
фирма может посчитать для себя оптимальным продавать продукт только на
рынках с высоким спросом.
Другой способ осуществления ценовой дискриминации авиакомпаниями —
разграничение воздушных путешествий первым классом и вторым классом.
Пассажиры, путешествующие первым классом, платят за свои билеты существенно
больше, но обслуживаются на повышенном уровне: больше простора для
размещения, лучшее питание, больше внимания. Пассажиры, путешествующие вторым
классом, по всем этим позициям обслуживаются на более низком уровне.
Такого
рода дискриминация по качеству обслуживания была характерной чертой
сферы транспортных услуг в течение сотен лет. Об этом свидетельствует,
например, следующий комментарий по вопросу политики цен на железных дорогах,
принадлежащий перу французского экономиста XIX в. Эмиля Дюпюи:
Та или иная компания вынуждает пассажиров третьего класса
путешествовать в открытых вагонах с деревянными лавками вовсе не из-за нескольких
тысяч франков, в которые ей обошлось бы покрыть крышей вагон в
третьем классе или обить сиденье... Что на самом деле пытается сделать такая
компания — это помешать пассажирам, которые могли бы заплатить за
проезд вторым классом, путешествовать третьим классом; компания бьет по
бедным, но не потому, что хочет причинить им боль, чтобы напугать
богатых... И опять-таки по этой же причине указанные компании,
продемонстрировав почти жестокость по отношению к пассажирам третьего класса и
низость по отношению к пассажирам второго класса, становятся
расточительными, имея дело с пассажирами первого класса. Отказав бедным в
самом необходимом, они предоставляют богатым то, что является излишним.
Когда вы в следующий раз полетите вторым классом, сознание того, что
путешествие по железной дороге во Франции в XIX в. было сопряжено с еще
большими неудобствами, возможно, послужит вам некоторым утешением!
TEvg-2> Ну как планировать поездку в таких условиях?
По возможности именно планировать и именно заранее. Купить за месяц, как правило, в 1,5-2 раза дешевле, а то и больше. Некоторые оригинальные люди билеты в отпуск в Эмиратах чуть не за год покупают
Но это, правда, очень организованные и занятые люди
Я, собссно, только одного такого и знаю