Реклама Google — средство выживания форумов :)
По словам главы ведомства Игоря Артемьева, нынешние цены «слишком высокие, а в некоторых случаях вообще заоблачные и экономически необоснованные». Об этом сообщает «Интерфакс».
«Мы разобрались вместе с компанией "Аэрофлот", с другими авиакомпаниями как это происходит, и мы полны решимости уже до конца этого года внести изменения некоторые в те подходы к ценообразованию, которые сегодня диктуются этими системами и менеджментом», — цитирует его агентство.
Артемьев уточнил, что ведомство проверило зарубежные системы бронирования и продажи билетов, включая Sabre, Amadeus и другиЕ. «Все эти системы пришли к нам из США», — добавил он.
Еще в январе 2018 года Артемьев анонсировал старт работы над изменением алгоритмов ценообразования с авиакомпаниями, чтобы избежать завышенных цен.
«Мы точно установили, что никакая не машина, а делается это алгоритмами вручную. И творцами является никакой не робот, которого нам предлагают, а люди. Делают это люди, ориентируясь на очень абстрактное представление о том, что спрос вырос на какие-то непонятные величины. Я думаю, что это ничем не обоснованно», — сказал тогда Артемьев РИА Новости.
Это было в 2017 году, но уже в этом году цены на авиабилеты существенно подросли — в первую очередь из-за удорожания авиационного керосина.
«Цены с начала года выросли почти на 30%. Это очень существенно, это серьезная проблема для авиакомпаний с учетом роста стоимости доллара», — сказал ТАСС заместитель министра транспорта Александр Юрчик.
Из-за этого авиакомпании стали компенсировать свои издержки за счет пассажиров. В конце июля «Аэрофлот» повысил стоимость топливного сбора на внутренних авиарейсах всех компаний, входящих в группу, за исключением «Победы».
Кроме того, в середине августа начал действовать новый внутренний валютный курс Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, по которому осуществляются взаиморасчеты между участниками авиатранспортного рынка и который, таким образом, непосредственно влияет на стоимость авиабилетов по международным направлениям. В связи с ослаблением рубля внутренний курс IATA для доллара вырос с 63,5 рубля до 68,5 рубля (+7%), для евро – с 73,5 рубля до 78 рублей (+5,4%). Цены на авиабилеты тогда выросли на те же 5-7%, пишет РИА Новости.
Добавим, что предложения ФАС в части снижения цен на авиабилеты редко устраивают перевозчиков и экспертов отрасли. Так, требование снижать цены билетов на четверть при продаже их менее чем за сутки до вылета, которое поддержал и Арбитражный суд Москвы, кажется представителям рынка нецелесообразным, потому что в итоге спровоцирует еще больший рост цен.
«Если принять такую систему продаж билетов, то авиакомпании мгновенно начнут нести приличные убытки. Именно продажи билетов в последний день — по максимальной цене, как принято во всем мире — и у лоукостеров, и у классических авиакомпаний — приносили ощутимую доходность. Как правило, перед самым отлетом в кассы обращаются бизнесмены и для них стоимость билета — не столь важна», — сказал в эфире «Вести.фм» глава редакционного совета издания «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров.
Авиабилеты в России начинают расти в цене: «Аэрофлот» повышает топливный сбор на внутренних рейсах, другие российские авиакомпании также признают рост цен на билеты неизбежным в связи с ростом цен на керосин.
Напомним, весной 2018 года цены на авиакеросин поднялись более чем на 20%. Теперь авиакомпании начинают увеличивать и цены на билеты. Как сообщает информационное агентство РИА Новости, с 26 июля «Аэрофлот» повысит топливный сбор на внутренних рейсах на 200-400 рублей.
«Да, повышение цен на авиабилеты было ожидаемо, потому что цена — это сугубо рыночная категория. И поскольку мы перешли на рыночные условия хозяйствования с 1991 года, с этим надо смириться. Некоторые не очень грамотные госчиновники, впрочем, по-прежнему считают, что можно регулировать цены приказами сверху. Эта наивность где-то граничит со слабоумием.
Из чего складывается цена авиабилетов? В основном из трех компонентов: содержание, поддержание летной годности воздушных судов авиакомпании; стоимость авиатоплива; и плата авиакомпаний за аэропортовые сборы. Именно из этого складывается почти 90% стоимости билетов. И цены на билеты авиакомпании способны снизить только тогда, когда падает хотя бы один из этих показателей.
Давайте разберем, от чего они зависят. Если говорить о содержании воздушных судов, то надо отметить, что наше правительство, совершив грубейшие ошибки, в 1991 году взяло жесткий курс на замену отечественного авиапарка западной техникой. Наверно, тем государственным деятелям, которые позволили разрушить за прошедшие 25 лет отечественное гражданское самолетостроение, заплатили хорошие деньги! Потому что мы сейчас практически полностью перешли на «Боинги» и «Эйрбасы»: до 95% пассажирооборота сегодня мы выполняем на самолетах западного производства.
Это стоит огромных средств для авиакомпаний — что приобретение таких самолетов, что лизинг оплачиваются в валюте. Запасные части для механизмов, которые приходится менять, покупаются за валюту. Сложные ремонты этой техники производятся за валюту, и так далее, и тому подобное. А билеты ведь продаются за рубли. А рубль за последнее десятилетие рухнул, так что авиакомпаниям не хватает выручки в рублях для того, чтобы выплачивать огромное количество валюты за содержание западной авиационной техники.
Второй компонент — топливо. Топливо растет в цене ежегодно: с начала 2018 года оно уже подорожало на 20%. Естественно, это ведет к повышению стоимости авиаперевозок.
И вот тут государство может кое-что сделать. Государственная политика других стран со вполне рыночной экономикой допускает такое. Например, Соединенные Штаты Америки принимают меры, чтобы сократить цену на топливо для Аляски, северных регионов страны. Китай уменьшает налоги так, чтобы цена на топливо для авиатранспортного сообщения в его горных районах была ниже, чем для международных полетов. Австралия придерживается такой же тактики для формирования цен на топливо для полетов в ее пустынные внутренние районы, где нет железных и автомобильных дорог. И у нас так же должно быть. Для местных воздушных авиалиний, на которых у нас за 25 лет фактически произошел транспортный коллапс, тоже можно было бы отрегулировать стоимость топлива.
Если говорить о топливе, которое используется для перевозок во всех остальных случаях, а не на внутренних линиях в местах, где без авиации не обойтись, то надо смотреть, из чего складывается цена авиакеросина. Откуда такие цены? Они растут, когда государство вводит дополнительные налоги для керосинопроизводителей и нефтедобытчиков: те, естественно, повышают цены на свою продукцию, и все идет по цепочке. Считаю, что этим вопросом должны заниматься очень думающие люди, а не ограниченные чиновники, которые сейчас им занимаются.
Кстати, я нигде не видел официальной цифры, какова маржа нефтедобытчиков и производителей керосина от производимого ими продукта? Предположим, гражданская авиация нашей страны будет счастлива, если у нее будет 2-3% прибыли. А как там? Есть только неофициальные данные с огромными цифрами в 20-25%. Если это так, то тут государство также может влиять на ситуацию, задав вопрос, почему тогда они устанавливают столь высокие цены. Почему у них, допустим, огромные бонусы получают члены советов директоров, которые фактически ничего не делают. Уверяю, если бы средства, которые идут на бонусы им, вложить в авиацию, можно было бы понизить стоимость билетов процентов на тридцать!
Наконец, аэропортовые сборы. К ситуации с ними государство приложило руку, фактически отказавшись от контроля над ними. В результате аэропорты стали повышать сборы настолько, насколько им хотелось. Вот открыли аэропорт в Ростове — и там эти сборы в 3-4 раза больше, чем в любом другом аэропорту. Потому что инвестор хочет скорее отработать вложенные деньги, а государство не одергивает его, оно ушло от регулирования ставок сборов.
Словом, если госчиновники сами говорят, что цены на билеты надо понижать, то для этого чиновникам и надо действовать. И тогда, вероятно, у нас билеты на внутренних линиях будут такими же дешевыми, как в США и других странах, учитывающих специфику местных авиаперевозок. А пока, если взять цену на перелет внутри России и внутри США на одинаковое расстояние, российские билеты оказываются значительно дороже.
В гражданской авиации начался масштабный кризис, утверждает«Аэрофлот». Эта крупнейшая российская авиакомпания вынуждена перейти к режиму экономии, причем компания подчеркивает, что выйти из ситуации за счет подъема цен на билеты не удастся. Уже сейчас предложение превышает спрос на 10–12%.
Как пишет газета «Коммерсантъ», «Аэрофлот» в связи с ростом цен на керосин почти на треть вынужденно откажется от некоторых программ развития, включая цифровизацию, а, кроме того, на неприбыльные дальневосточные маршруты компании придется поставить более экономичные самолеты своей «дочки», авиакомпании «Россия». Пока же компания вынуждена работать себе в убыток.
Если взять «Аэрофлот», да и любую российскую компанию, то треть или примерно 30% расходов падает на поддержание летной годности воздушных судов. То есть на то, чтобы самолеты были в исправном состоянии, своевременно проходили ремонт, чтобы запчасти вовремя менялись – словом, огромный ком проблем. Вторая часть расходов – аэропортовые сборы, они тоже составляют около 30%. И следующие примерно 30% расходов авиакомпании – это стоимость авиакеросина.
Вокруг этого сейчас много болтовни, в том числе и со стороны госчиновников, которые просто не представляют, из чего складываются расходы. А эти расходы объективны, их организует не руководство авиакомпании, а реальная ситуация. И в основном они зависят от усилий государства.
То, что мы за последние 30 лет почти полностью перешли на западную технику в гражданской авиации, это наш провал. Да, первый российский премьер сказал, что содержать свое авиастроение нам слишком накладно, и, мол, он договорился в «Боингом», что тот даст России необходимое количество воздушных судов. Этим он привязал Россию к такой тактике, и ее поддержали многие, так что сегодня мы 95% пассажирооборота выполняем на самолетах западного производства. Что стоит очень дорого.
30% расходов приходится на эту сферу потому, что самолет берется в лизинг или покупается за валюту; запчасти к нему (а их тысячи) приобретаются за валюту; сложные ремонты производятся за валюту, тренажеры для обучения полетам на этих самолетах покупаются за валюту, летный и инженерный персонал даже обучается за валюту. А билеты на самолеты продаются за рубли, а рубль у нас все время рушится. И сегодня «Аэрофлоту» не хватает зарабатываемых средств, тем более что курс рубля еще упал.
Это касается не только «Аэрофлота», но и других российских авиакомпаний, потому что техника у всех у них западная.
Однако в некотором отношении у «Аэрофлота» особая ситуация: у него к этой проблеме добавляется еще так называемый «плоский тариф», который очень устраивает пассажиров компании. Благодаря ему вроде бы поддерживается должный объем перевозок, но при этом усугубляется проблема недостаточных доходов. В настоящей рыночной экономике «Аэрофлот» должен был бы поднять цены от «плоского тарифа» до необходимого уровня, чтобы окупить свои расходы. Но это привело бы к двух-, а то и трехкратному увеличению стоимости авиабилетов, а у нас средние зарплаты по стране не столь высоки, чтобы к этому могли приспособиться. Пассажиры при таком подъеме цен отхлынут, они будут не в состоянии при своих доходах летать по России.
Работа крупнейших российских авиакомпаний может остановиться из-за планов Минтранса перенести в Россию серверы для бронирования и продажи билетов и регистрации на рейс. Это предупреждение сделали представители S7 Group, отмечают СМИ.
Дело в том, что самые крупные российские авиакомпании, такие как «Аэрофлот» или S7, используют для этого зарубежные системы бронирования: «Аэрофлот» пользуется услугами американской системы Sabre, S7 в качества провайдера выбрала швейцарскую систему SITA, «Уральские авиалинии» – испанскую Amadeus. Даже лоукостер «Победа» работает с американской Navitair. И все эти провайдеры могут не захотеть тратить время и деньги на то, чтобы выполнить подобное постановление ради сохранности российского бизнеса, пишет газета «Ведомости».