Попробую и я “заглянуть в завтрашний день” десантных кораблей. Мои выводы такие (по увеличению тоннажа), нужны такие типы: 1) самые маленькие – это десантные средства, которые можно перевозить по железной дороге: ПТС (ПТС-4, ПТС-2) и более грузоподъёмный разборный плашкоут, 2) средний – это БДК проектов 1171, 775, 11711, 1171.Х, 3) большой – это УДК-Паром-“Танковоз” с вертолётной площадкой на 2 вертолёта. Я не упоминаю стандартные суда, которые имеют гражданские аналоги (катера, шлюпки, КВП, плашкоуты). ПМСМ, все остальные специальные военные десантные средства – это неэффективное расходование бюджетных средств. Также нужно стараться использовать суда гражданских проектов, такие как DCV-47 “Сосновка” (для перевозки техники на необорудованном побережие) и паромы типа “Балтийск” (IMO: 8318130) для наиболее эффективной по цене перевозки военной техники. На своей территории нужно заранее исследовать и оборудовать пункты высадки и погрузки с БДК и УДК. Морские десантные операции не нужно пытатся ускорять, они по определению занимают много дней, вертолётные десантные операции занимают намного меньше времени, чем морские.
– Я уже писал про стратегическое и полицейское (тактическое) оружие.
По просьбе Curious я смотался к "Янтарю" и сфотал "Ивана Грена" на стапеле. На всех снимках перед ним стоит СКР "Туман" пр.11540. Особо больших изменений на "Грене" я не вижу. Видать с финансированием проблемы. Наверно большие боссы решили, раз покупают мистрали, то нафиг им грены.
// Морской
Если для стратегического оружия важна эффективность, а стоимость вторична, то для полицейского оружия необходима минимизация отношения цены к полезности (Cost Benefit Ratio). Любая неунифицированная сложная техника требует большого количества инженерных человеко-часов для ее создания и обслуживания в течение жизненного цикла. Особенно неэффективными получаются системы, которые не имеют гражданских аналогов, например, экранопланы.
– Ядерные державы не позволят себе больших военных потерь. Жизнь одного своего солдата будет дороже жизней тысяч мирных жителей противника. Любое мощное противодействие десанту будет уничтожено ядерным оружием или бомбардировками с воздуха. В будущем не будет воздушных или танковых армад противника, штабов и т.д. Останутся локальные очаги сопротивления и вооруженные мобильные группи, такие как были во время гражданской войны в Ливии в 2011-м. При захвате своей территории, мирные жители и военные будут эвакуироваться, а захватчики выжигаться ракетно-бомбовыми ударами или ядерным оружием.
– США имеют 2 побережья (атлантическое и тихоокенаское), а боевые операции проводят в основном в районе Ближнего Востока. Поэтому любой корабль ВМФ США может эффективно применяться вне зависимости от базирования на атлантическом или тихоокеанском побережье. В России есть 5 морских театров (включая Каспийское море), ни один из которых 180 дней в году не может быть надежно связан с остальными (из-за датских и турецких проливов). Поэтому эффективность концентрации сил Российского ВМФ уменьшается приблизетельно в 5 раз по сравнению с СВ или ВВС! Чтобы повысить эффективность концентрации сил, Российскому ВМФ нужны морские десантные средства, которые можно перевозить по железной дороге.
– Морские переброски войск очень медленные даже по сравнению с сухопутной переброской войск. Десантная операция с использованием ДКВП проекта 12322 «Зубр» займёт гораздо больше полного времени, чем вертолётный десант, а по защищённости ДКВП не выигрывает у вертолётной группы. Десантные корабли и катера – это не силы быстрого реагирования. Ан-124 может перевезти такие же типы военной техники, что и десантный корабль, но АН-124 сделает это на порядок быстрее. Для операции вблизи российской территории доставка техники десантными кораблями просто дешевле, чем самолетами. Высадка морского десанта в 2008-м году у берегов Абхазии не была необходимой, она просто позволила избежать неудобств для жителей черноморского побережья России и расходования моторесурса военной техники.
– Полезно посмотреть на платформы десантно-транспортной авиации чтобы понять, какие нужны платформы для морских десантных средств. Платформы ВТА были хорошо оптимизированы в течении афганской и чеченских войн. Большая платформа – это ИЛ-76 (как варианты АН-12 и АН-22), способный в течение нескольких часов десантировать 126 человек в любой район на территории России (где есть удобная площадка для десантирования), а также доставлять военные грузы массой до 60 тонн и военную технику, включая ОБТ. Для доставки более габаритной техники может использоваться Ан-124. Малая платформа, вертолёт Ми-8 (как варианты Ан-26, Ми-26, Ка-32), используется для точечной высадки десанта и доставки меньших грузов. Существуют всего 2 основные платформы ВТА. А какие есть аналогичные морские десантные платформы? Аналог Ил-76 – это БДК проектов 1171 и 775. А аналог Ми-8 – это не ДВКП проекта 12322 или ДКА “Дюгонь” или “Серна”. Аналог Ми-8 – это вертолёт корабельного базирования Ка-29 или Ка-27, предназначенный для точечной высадки десанта или в крайнем случае ПТС, если нет корабельного вертолёта в наличии.
– Получается, что все эти специальные десантные катера и корабли с малой автономностью экономически не оправданы, так как в скорости проигрывают вертолёту, а в защищённости и транспортабельности (включая железнодорожную перевозку) проигрывают ПТС! Для концентрации десантных сил на разных морских театрах (и внутренних водоёмах) в дополнение к ПТС было бы хорошо иметь простой и дешёвый разборный плашкоут максимальной грузоподъёмности, способный перевозить тяжелую технику и который можно перевозить по железной дороге, связывая все российские морские театры.
– Полезно посмотреть, а как же гражданские организации доставляют тяжелую технику на Курильские острова или побережье Камчатски. А вот простое и удобное решение – плашкоут типа “Сосновка” проекта DCV-47, который может перевозить одновременно 3 единицы гусеничной техники массой до 60 тонн каждая.
Corporate Site of Marine Engineering Bureau, Odessa, Ukraine. Корпоративный сайт Морского Инженерного Бюро, Одесса, Украина. Проектирование судов
// meb.com.ua
– После 1945-го года, более 95% практического применения десантных судов СССР и России пришлось на БДК проектов 1171 и 775, хотя построено было много разных проектов десантных судов. Это означает, что десантные суда такого типа должны присутствовать в российском ВМФ.
– Как я уже писал в теме про БДК проекта 11711, этот БДК в целом удовлетворяет всем требованиям к БДК (аналогия с ИЛ-76). Конечно, хотелось бы иметь более мощный кран и унификацию вертолётов Ка-29/Ка-27ПЛ/Ка-27ПС. Но в целом платформа проекта 11711 для БДК ПМСМ выглядит перспективно.
– ПМСМ, требования к УДК ПМСМ такие: комбинация большого парома (“Дружба” (IMO: 9237242), “Балтийск” (IMO: 8318130) и т.д.) и HMNZS Canterbury (L421), большой паром с максимальной погонной длинной, несколькими палубами с грузовыми лифтами (чтобы могли технику и вертолёты двигать между уровнями), кормовой рампой (и желательно с боковой рампой для выгрузки на стандартные причальные стенки, так как не требуется разгружать длинномерные фуры), краном г/п не менее 50 т и ВПП на 2 вертолёта одновременно минимум. Вертолётный ангар тоже нужен. Дополнительные вертолёты можно хранить на грузовых палубах. Количество кают выбирается по желанию заказчика. Вооружение можно поставить такое же, как на БДК проекта 11711 (ещё желательно АУ калибром от 76 мм), т.е. минимальный набор для защиты от гражданских судов, катеров и ЛА. Этот УДК-паром можно будет использовать при необходимости как паром для гражданских перевозок. ДОК-камеры с катерами не нужны, так как десантные операции более эффективно проводить вертолётами, а технику можно без спешки выгружать по рампе и кранами . Но для высадки водоплавающей бронетехники (2С1, 2С9, БМП-3, БТР-80, ПТС-4) можно сделать в корме небольшой док с подъёмной платформой размера приблизетельно 14м х 3м (или 10м х 3м), соответствующей габаритам стандартной железнодорожной платформы. Можно этот док сделать с ссужающимся входом и оборудовать его буксирной лебедкой для втягивания техники внутрь дока, а затем во внутреннюю палубу сквозь водонепроницаемые внутренние ворота. С помощью такого дока можно будет затягивать внутрь неисправную технику. Буксировать от берега до УДК и обратно технику и грузы (например бочки с горючим) можно будет с помощью ПТС.
– В отличие от БДК, УДК-паром должен обладать хорошим ледовым классом (ARC 4 минимум) для плавания в северных морях в ледовых условиях.
– УДК-паром должен быть эффективным в плане перевозки большого количества техники и грузов, так же как и гражданские паромы. БДК проекта 775 может взять 13 танков или 480 тонн груза, а БДК проекта 1171 может взять 13 танков или 1000 тонн груза. Эти БДК не эффективны по сравнению с гражданскими судами такого размера.
– Чистые вертолётоносцы могут быть при редкой необходимости с успехом заменены существуюшим российским авианосцем и поэтому экономически не оправданы.
– Можно разделить применение десантов на российской и близкой к ней территории (ближняя зона) и вдали от родных берегов (дальняя зона). Какие основные применения я вижу для БДК И УДК? На основании послевоенной истории я вижу только 2 основных применения:
(1). Транспортировка военной техники (ближняя и дальняя зона, пример “Сирийский экспресс”) (2). Эвакуация гражданского и военного персонала из дальней зоны (которая может включать высадку десанта и техники для обеспечения этой эвакуации). Эвакуация из ближней зоны может быть быстрее и удобнее проведена вертолётами или недесантными кораблями при необходимости. США после ВМВ занимались в основном такими операциями и не штурмовали морские берега при помощи бронетехники.
– На своей территории нужно заранее исследовать побережье и оборудовать пункты выгрузки и погрузки с БДК и УДК. Об этом недавно говорил Патрушев. Для этого БДК и УДК должны обязательно иметь кормовую рампу и грузовой кран максимальной грузоподъёмности, иначе можно запросто столкнуться с ситуацией, когда есть нормальный причал, но невозможно выгрузить танк из БДК, потому что нет крана нужной грузоподъёмности. Многие гражданские сухогрузы имеют краны на борту, чтобы не зависеть от наличия портальных кранов.