Кстати, к своему стыду, совершенно забыл про такой существенный момент, который должен довольно сильно повлиять на спрос на пуски ГСО-связистов.
11 регионов, включая Дальний Восток и Крайний Север, могут пользоваться только спутниковыми каналами связи.
Как живется регионам России, в которых невозможно проложить привычную волоконно-оптическую линию связи? Их 11, включая самый большой регион нашей страны, Якутию. Чтобы понимать масштаб проблемы: на территории одной только Якутии можно разместить примерно шесть Франций, или почти всю Европу, разве что без Португалии. Огромные расстояния, экстремальные температурные и погодные условия, отсутствие инфраструктуры – это одна сторона медали.
...
В скором времени станет возможно использование операторами и традиционных ВОЛС (волоконно-оптических линий связи) – таких, какие протянуты в большинстве регионов России и мира. «Ростелеком» уже завершил глубоководные работы по прокладке кабеля на отрезке Сахалин-Магадан – первого этапа строительства подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС) Камчатка-Сахалин-Магадан. Окончание строительства сети запланировано на декабрь 2015 года, а ввод в эксплуатацию – на 2-й квартал 2016 года.
Пока не озвучена стоимость аренды линии, операторы воздерживаются от комментариев относительно использования. Конечно, полнофункциональная волоконно-оптическая линия связи позволит значительно снизить стоимость интернета и обеспечит рост скоростей передачи данных, но в условиях Крайнего Севера спутник останется резервным способом связи. Любая авария на линии зимой – и вся нагрузка снова ляжет на спутниковую связь.
Если государству выделяются некие координаты (например, 140 градусов восточной долготы), государство может их занять, запустив спутник. Если этого не происходит, широта передается другому государству, которое претендует на запуск спутника связи. Изменить это уже невозможно, широта закрепляется навсегда, поэтому запускать спутники – в интересах России, а не конкретного оператора связи.
Так что спутник, по сути, может быть убыточным, если его частоты будут арендованы не в полной мере. Но закрепить за собой место на небе важнее.
МТС использует спутниковый ресурс С и Ku диапазонов на КА Ямал 401, Ямал 202, Ямал 300к, Экспресс АМ5, Экспресс АМ3. Всего спутниковой сетью МТС охвачено более 100 населенных пунктов, преимущественно в регионах Дальнего Востока, Сибири, Урала, Северо-Запада. МТС еще в 2013 году приступила к строительству собственной спутниковой сети VSAT в регионах Сибири и Дальнего Востока для подключения собственных базовых станций в удаленных и труднодоступных районах. Всего через VSAT будет подключено 142 базовые станции. Создание собственной VSAT-сети уменьшит операционные затраты из-за отказа от аренды спутниковых каналов в зоне действия этой сети, а также расширит каналы связи сотовой сети и улучшит качество предоставляемых услуг в отдаленных регионах.
То есть ключевой момент: количество точек стояния принципиально ограничено, число работающих в одном диапазоне спутников весьма конечно и в сущности достигнуто давно - орбитальный ресурс зафиксирован и поделен. Именно отсюда, кстати, имеющаяся тенденция к увеличению мощности и пропускной способности спутников связи.
Даже если предположить, что вдруг потребность в спутниковой связи перестанет расти и даже просядет - число спутников практически наверняка не изменится, такой вот парадокс. Места-то держать надо. Да, спутники, возможно, станут чуть поменьше. Но количественно их нужно будет столько же.
Ощутимое уменьшение спроса на пуски, соответственно, может выйти лишь в том случае, если массы спутников снизятся настолько, что можно будет, грубо говоря, отказаться от "Протона" в пользу "Союза" или сделать даблшот "Протоном". А такое облегчение спутника - довольно-таки значительное падение пропускной способности, в разы. Дойдёт до такого ох не скоро.
В противном же случае спутник становится поменьше и сам спутник несколько подешевле (может даже значительно - скажем, не 350 млн.$, а 250, а то и вовсе 150-200), но для запуска всё равно используется та же самая ракета. И по той же самой цене.
То есть доходность бизнеса по предоставлению спутниковой связи снижается, но цены на носители вряд ли упадут. В конце концов, один фиг цена пуска ощутимо меньше цены постройки и эксплуатации спутника.
Скорее, уменьшить спрос на пуски ГСО может повышение надёжности и срока службы.
Но и тут еще возможны нюансы - если пускают спутник уменьшенной пропускной способности, то, поскольку пропускная способность любого связиста постепенно падает с течением времени (деградируют СБ, отказывает часть транспондеров, сбои всякие случаются) - подозреваю, его может понадобиться чуть чаще менять - если не делать с запасом по пропускной способности. Что еще больше приближает такой "спутник пессимистичного будущего" к стандартному современному.