Кстати, тут в соседнем топике мелькнула такая несколько самодеятельная подборка о связи (публикация датирована 2014-м, но, возможно, данные относятся по большей части к 2013):
"Спутниковые системы связи и вещания" (2014)
В настоящее время глобальными трендами отрасли телекоммуникаций в целом, оказывающими влияние на рынок спутниковой связи, являются:
• увеличивающийся, несмотря на экономический кризис, спрос на услуги космической связи во всем мире;
• рост абонентской базы в странах Восточной Европы, Азии и Южной Америки;
• увеличение спроса на ТВ сервисы и контентные услуги; • резкое возрастание трафика в сетях передачи данных, вызванное развитием Internet технологий;
• интеграция наземных сетей GSM и спутниковых сетей связи в «прозрачную» для пользователя гибридную глобальную систему связи.
Например, по оценке компании Cisco Systems темпы роста трафика передачи данных в период с 2010 года по 2015 год превысят 70% в год. При этом в развивающихся странах и регионах отрасль телекоммуникаций наиболее зависит от наличия спутниковых магистральных каналов, поэтому рост трафика еще выше и оценивается в 80-100%. Это подтверждают данные компании TeleGeography, проводящей анализ рынка межоператорского взаимодействия, аренды емкости магистральных каналов. По данным TeleGeography, темпы роста магистрального трафика в развивающихся странах на 20-30% превышают темпы роста в развитых странах. Во многих регионах мира там где, либо экономически не целесообразно строительство наземных сетей связи, либо их строительство не успевает за ростом спроса на услуги, использование спутниковых технологий остается единственной возможностью удовлетворить спрос конечных пользователей. Ярким примером, подтверждающим это явление, является процесс отключения аналогового телевещания в Европейском союзе и России иначе в период перехода на наземное цифровое вещание.
В настоящее время спутниковое непосредственное вещание является одним из основных способов доставки телепрограмм населению даже в странах Европы с их развитой коммуникационной инфраструктурой. В целом по Европе (источник: SES Research, 2013) в конце 2012 года услугами СНВ пользовалось около 34.2% домовладений, 27.4% домохозяйств использовали кабельное телевещание, которое в свою очередь получало первичный сигнал со спутников. Таким образом, в Европейском Союзе 61.6% домовладений используют спутник в качестве поставщика телевизионного вещания. Если в Европе с её незначительными расстояниями, развитой кабельной сетью и высокой плотностью населения спутниковое вещание пользуется таким спросом, то очевидно, что эта услуга незаменима на территориях с малой плотностью населения и неразвитой коммуникационной инфраструктурой характерной для значительной части территории России.
Прогнозы ведущих аналитических компаний мира показывают, что развитие СНВ будет продолжаться и довольно длительное время. Это связано, во-первых, с тем, что самые большие страны мира (Китай, Индия, Индонезия, Бразилия и другие), по сути, находятся в начале пути внедрения данного сервиса и развивают его очень быстро. Например, в 2013 году на рынке Индии работало шесть операторов платного DTH вещания (Dish TV, Sun Direct, Airtel digital TV, Tata Sky, Reliance Digital TV и Videocon D2H) и одна бесплатная (free to air, FTA) платформа DD Direct, которые в совокупности в начале 2013 года обслуживали около 54.5 млн домовладений. Телезрителям Индии через спутники компаний SES, Insat и MeaSat предоставлено около 1900 каналов стандартного разрешения (Standart Definition, SD) и более 100
13
каналов высокой четкости (High Definition, HD). Самый крупный оператор Индии Dish TV обслуживал более 15 млн домовладений, оператор Airtel digital TV поставлял услугу 10 млн домовладений, Sun Direct обеспечил телевещание боле чем 8 млн подписчиков и т.д. База подписчиков Индии в 2013 году прирастала со скоростью выше одного миллиона домовладений в месяц. Во-вторых, этому способствует развитие сервисов, предоставляемых спутниковым вещанием. Например, широкое распространение услуги видео по запросу (Video On Demand, VOD), продолжающееся наращивание программ формата HD, возможность подключения телевизора к приёмнику широкополосного спутникового сигнала, взаимодействие телевизора с персональным компьютером и т.д. В-третьих, продолжающееся развитие спутникового телевещания связано с внедрением нового направления вещания, получившего название Ultra High Definition (Ultra HD). Цифровой стандарт Ultra HD принят МСЭ в августе 2012 года. В январе 2013 года был утверждён состав нового кодека H.265/HEVC, как дальнейшего продолжения развития кодеков HD вещания типа H.264/AVC/MPEG-4. Видео картинка, передаваемая в этом формате, имеет разрешение в четыре раза выше (4K), чем у HD TV. В настоящее время Ultra HD телевизионное вещание продемонстрировали спутниковые операторы Intelsat, SES, Eutelsat, Sky Perfect JSAT Corporation и ФГУП «Космическая связь». Компания Eutelsat в 2013 году запустила тестовое вещание Ultra HD в Европе. Ведущие консалтинговые компании считают, что в ближайшие годы стандарт Ultra HD вещания будет быстро внедряться. У этого вида вещания перспектива на рынке существенно выше, чем у экзотического объёмного вещания типа 3D. К 2020 году через спутники будет передаваться до 1000 каналов Ultra HD. В таблице 3.1.1 приведена оценка скоростей передачи телевизионного сигнала различными кодеками.
(от 10 до 30 Мбит/с)
Прогнозы ведущих аналитических компаний мира показывают, что развитие СНВ будет продолжаться и довольно длительное время. Это связано, во-первых, с тем, что самые большие страны мира (Китай, Индия, Индонезия, Бразилия и другие), по сути, находятся в начале пути внедрения данного сервиса и развивают его очень быстро. Например, в 2013 году на рынке Индии работало шесть операторов платного DTH вещания (Dish TV, Sun Direct, Airtel digital TV, Tata Sky, Reliance Digital TV и Videocon D2H) и одна бесплатная (free to air, FTA) платформа DD Direct, которые в совокупности в начале 2013 года обслуживали около 54.5 млн домовладений. Телезрителям Индии через спутники компаний SES, Insat и MeaSat предоставлено около 1900 каналов стандартного разрешения (Standart Definition, SD) и более 100
13
каналов высокой четкости (High Definition, HD). Самый крупный оператор Индии Dish TV обслуживал более 15 млн домовладений, оператор Airtel digital TV поставлял услугу 10 млн домовладений, Sun Direct обеспечил телевещание боле чем 8 млн подписчиков и т.д. База подписчиков Индии в 2013 году прирастала со скоростью выше одного миллиона домовладений в месяц. Во-вторых, этому способствует развитие сервисов, предоставляемых спутниковым вещанием. Например, широкое распространение услуги видео по запросу (Video On Demand, VOD), продолжающееся наращивание программ формата HD, возможность подключения телевизора к приёмнику широкополосного спутникового сигнала, взаимодействие телевизора с персональным компьютером и т.д. В-третьих, продолжающееся развитие спутникового телевещания связано с внедрением нового направления вещания, получившего название Ultra High Definition (Ultra HD). Цифровой стандарт Ultra HD принят МСЭ в августе 2012 года. В январе 2013 года был утверждён состав нового кодека H.265/HEVC, как дальнейшего продолжения развития кодеков HD вещания типа H.264/AVC/MPEG-4. Видео картинка, передаваемая в этом формате, имеет разрешение в четыре раза выше (4K), чем у HD TV. В настоящее время Ultra HD телевизионное вещание продемонстрировали спутниковые операторы Intelsat, SES, Eutelsat, Sky Perfect JSAT Corporation и ФГУП «Космическая связь». Компания Eutelsat в 2013 году запустила тестовое вещание Ultra HD в Европе. Ведущие консалтинговые компании считают, что в ближайшие годы стандарт Ultra HD вещания будет быстро внедряться. У этого вида вещания перспектива на рынке существенно выше, чем у экзотического объёмного вещания типа 3D. К 2020 году через спутники будет передаваться до 1000 каналов Ultra HD. В таблице 3.1.1 приведена оценка скоростей передачи телевизионного сигнала различными кодеками.
Спутниковое вещание стало главным фактором роста рынка спутниковой отрасли в период отключения эфирного аналогового вещания и этот фактор не зависит от состояния развития наземной инфраструктуры страны. Российский рынок спутникового непосредственного телевизионного вещания за одиннадцать лет вырос более чем в сто семьдесят раз, с 80 000 семей в 2001 году до 13.8 миллионов в конце 2012 года. По оценкам многих аналитических компаний более 80% нового спроса на спутниковую ёмкость инициировано именно развитием цифрового вещания (телевизионного и звукового). Отсюда следует, что темп развития отрасли спутниковой связи и вещания в ближайшие несколько лет по-прежнему будет задавать спутниковое вещание и спутниковые видео сервисы. Необходимо признать, что спутниковый широкополосный доступ в Ka диапазоне частот, на который было столько надежд, развивается (не очень поспешая) пока только в Северной Америке и не приживется в других регионах мира. На рынке появилось второе поколение широкополосных спутников Ka диапазона с большим количеством узких лучей и высокой энергетикой, что позволило многократно использовать полосу частот существенно снизить стоимость передачи информации. И, не смотря на это, все существующие в мире в настоящее время спутниковые сети широкополосного доступа вряд ли можно отнести к коммерчески успешным проектам, за исключением сети HughesNet. Очевидно, что в ближайшие годы о коммерческой эффективности сетей широкополосного доступа (вопреки не столь далёким во времени исследованиям консалтинговых компаний) говорить не придётся. Ликвидацию Internet неравенства граждан должны взять на себя исключительно государственные органы, как это происходит в США. Российский проект РСС-ВСД, провозглашающий своей основной целью устранение неравенства граждан России в высокоскоростном доступе в Internet, в сложившихся в стране экономических условиях не сможет окупиться. Проект может быть привлекательным для бизнеса только в том случае, если государство будет создавать его за бюджетные средства. Представляется, что спутниковые системы Ка-диапазона должны решать другие, более важные, чем высокоскоростной доступ в Internet, задачи. И это - задачи доставки видео контента, в том числе, для центральных и локальных серверов всемирной паутины, ибо наземные сети с трудом справляются с этим сервисом. Представляется, что существенное влияние на рост рынка отрасли спутниковой связи и вещания будет оказывать расширение территориального охвата мобильных операторов и операторов беспроводного доступа однозначно связанное с увеличением спроса на подключение базовых станций к спутниковой ёмкости (скорее всего в Ка диапазоне) и с организацией спутниковых магистральных IP-каналов. В настоящее время спутниковые операторы, несмотря на трудности развития услуги широкополосного доступа в Internet в Ка диапазоне, испытывают серьёзную конкуренцию на рынке со стороны вендоров, которые активно внедряются в спутниковый бизнес и становятся и операторами спутниковой связи, и сервис провайдерами, например ViaSat, Telesat и Hughes. Услуги подвижной службы связи за двенадцать лет в выросли с $1.3 млрд до $2.4 млрд, но доля доходов, приходящаяся на этот сектор отрасли спутниковой связи и вещания упала с 4.0% в 2001 году до 2.1% в 2012 году от общих доходов рынка. Ни одна из созданных низкоорбитальных систем подвижной спутниковой связи не стала рентабельной. Эти системы по всем статьям уступают традиционным системам связи на ГСО, в том числе системе мобильной связи Inmarsat.
Спутниковое вещание стало главным фактором роста рынка спутниковой отрасли в период отключения эфирного аналогового вещания и этот фактор не зависит от состояния развития наземной инфраструктуры страны. Российский рынок спутникового непосредственного телевизионного вещания за одиннадцать лет вырос более чем в сто семьдесят раз, с 80 000 семей в 2001 году до 13.8 миллионов в конце 2012 года. По оценкам многих аналитических компаний более 80% нового спроса на спутниковую ёмкость инициировано именно развитием цифрового вещания (телевизионного и звукового). Отсюда следует, что темп развития отрасли спутниковой связи и вещания в ближайшие несколько лет по-прежнему будет задавать спутниковое вещание и спутниковые видео сервисы. Необходимо признать, что спутниковый широкополосный доступ в Ka диапазоне частот, на который было столько надежд, развивается (не очень поспешая) пока только в Северной Америке и не приживется в других регионах мира. На рынке появилось второе поколение широкополосных спутников Ka диапазона с большим количеством узких лучей и высокой энергетикой, что позволило многократно использовать полосу частот существенно снизить стоимость передачи информации. И, не смотря на это, все существующие в мире в настоящее время спутниковые сети широкополосного доступа вряд ли можно отнести к коммерчески успешным проектам, за исключением сети HughesNet. Очевидно, что в ближайшие годы о коммерческой эффективности сетей широкополосного доступа (вопреки не столь далёким во времени исследованиям консалтинговых компаний) говорить не придётся. Ликвидацию Internet неравенства граждан должны взять на себя исключительно государственные органы, как это происходит в США. Российский проект РСС-ВСД, провозглашающий своей основной целью устранение неравенства граждан России в высокоскоростном доступе в Internet, в сложившихся в стране экономических условиях не сможет окупиться. Проект может быть привлекательным для бизнеса только в том случае, если государство будет создавать его за бюджетные средства. Представляется, что спутниковые системы Ка-диапазона должны решать другие, более важные, чем высокоскоростной доступ в Internet, задачи. И это - задачи доставки видео контента, в том числе, для центральных и локальных серверов всемирной паутины, ибо наземные сети с трудом справляются с этим сервисом. Представляется, что существенное влияние на рост рынка отрасли спутниковой связи и вещания будет оказывать расширение территориального охвата мобильных операторов и операторов беспроводного доступа однозначно связанное с увеличением спроса на подключение базовых станций к спутниковой ёмкости (скорее всего в Ка диапазоне) и с организацией спутниковых магистральных IP-каналов. В настоящее время спутниковые операторы, несмотря на трудности развития услуги широкополосного доступа в Internet в Ка диапазоне, испытывают серьёзную конкуренцию на рынке со стороны вендоров, которые активно внедряются в спутниковый бизнес и становятся и операторами спутниковой связи, и сервис провайдерами, например ViaSat, Telesat и Hughes. Услуги подвижной службы связи за двенадцать лет в выросли с $1.3 млрд до $2.4 млрд, но доля доходов, приходящаяся на этот сектор отрасли спутниковой связи и вещания упала с 4.0% в 2001 году до 2.1% в 2012 году от общих доходов рынка. Ни одна из созданных низкоорбитальных систем подвижной спутниковой связи не стала рентабельной. Эти системы по всем статьям уступают традиционным системам связи на ГСО, в том числе системе мобильной связи Inmarsat.
Услуги фиксированной службы связи за двенадцать лет в выросли с $9.0 млрд до $16.4 млрд, но доля доходов, приходящаяся на этот сектор отрасли спутниковой связи и вещания, за одиннадцать лет уменьшилась с 27.5% до 14.4% от общих доходов рынка. Обе категории услуг в сегменте фиксированной службы связи и предоставление в аренду спутниковой ёмкости (Transponder agreements), и управляемые услуги связи (Managed services) в течение двенадцати лет существенно выросли. Большинство спутниковых операторов в настоящее время фокусируются на своем основном бизнесе - предоставлении в аренду спутниковой емкости. Эта услуга у основных мировых и региональных операторов подразделяется на три основных вида: - чистая сдача спутниковой ёмкости в аренду потребителям; - продажа ёмкости национальным провайдерам телевизионного вещания в рамках модели партнерства с целью повышения собственной конкурентоспособности и увеличения доходности бизнеса; - продажа ёмкости для организации услуг связи для государственных органов.
Услуги связи для государственных органов. В последнее десятилетие спутниковые системы коммерческой связи всё шире применяются для решения различных военных задач и эта тенденция нарастает. Пристальное внимание правительств к использованию коммерческих систем связи вызвано с одной стороны бюджетными ограничениями государственных структур, а с другой стороны, постоянно растущей потребностью в военной и специальной связи. Государственный спрос на коммерческую спутниковую связь увеличился за одиннадцать последних лет почти в пять раз. В процессе предоставления услуг спутниковые операторы не ограничиваются простой сдачей в аренду ёмкости, а предоставляют полный спектр услуг «под ключ» (услуги телепорта, организацию каналов, передачу данных и голоса, организацию приема сигнала и его доставку, установку и эксплуатацию конечного терминального оборудования, шифрование трафика и т.д.). В последние годы государственные (военные) заказы у компании Eutelsat достигли 10% от общих доходов компании. Глобальные спутниковые операторы SES и Intelsat создали специальные подразделения по работе с военными клиентами. Доходы от военных заказов в их портфеле составили 12% и 20% годовой выручки, соответственно. Спутниковые операторы всё чаще на своих коммерческих спутниках размещают полезные нагрузки военного назначения в UHF, X и Ка диапазонах частот. Коммерческие системы глобальных и некоторых региональных спутниковых операторов фактически являются частью глобальной информационно-навигационной системы Вооруженных Сил НАТО и стран альянса со всеми вытекающими последствиями. Коммерческое применение спутников тесно интегрировано с военным использованием этих систем и в случае необходимости подчиняется последнему.