ВВ Совершенно верно и совершенно не секретно, Ангару то ли завязали, то ли питаются завязать, но однозначно - преждевременно рождённую впихивают общественности ТОЛЬКО как замену "Протон-М", а КВТК, как замену "Бриз-М".
Вся комическая деятельность России свелась к необходимости ликвидации "Протона=М" и РБ "Бриз-М". Поэтому "Ангара" ("Ангара-А5") рассматривается не как реальный проект, а как "у нас есть чем заменить "Протон-М". Считается, что для широкой общественности, заинтересованной "во всём хорошем для России" этого достаточно. Но с течением времени общественность, пожевав воздух широко открытым ртом, задаётся вопросом: "А чем вам стал неугодным "Протон-М", "Бриз-М"??????
Вот это и есть та скамейка на станции, на которой не ходят поезда,НА КОТОРОЙ МЫ СИДИМ.
"Когда "Ангару" начнут выпускать серией по 12 штук в год - как "Протон-М" удельная стоимость выведения "Ангарой" будет такая же как и у "Протона""
Но за последние 11 лет (перед 2015) было осуществлено почти 100 РН "Протон-М". Из этого числа только 29 запусков были с отечественной полезной нагрузкой, а остальные с коммерческими ПН.Вы в расчёт судьбы "Ангары-А5", которую обещают к 2025 году, заложили такой же, как у ликвидируемого "Протона-М", коммерческий успех?. Но, кто не верит, "Ангара-А5", та которую обещают в идеале, уже сегодня уступает имеющимся на Западе носителям...
Прошу не согласиться и жестоко критиковать меня за этот навет на гордость, чёрт знает чью, ... России. Но Остапенко О.Н., пожалуй единственный специалист-ракетчик, попавший в Роскосмос руководителем, был удалён, как только усомнился в "Ангаре".
Ну ВОТ! Стоит усомниться и в эффективности КВТК. Не трудно установить, что будущий КВТК с двигателями управления на гнусном топливе АТ+НДМГ, не превосходит "Бриз-М". Но его ж ведь пыжатся сделать с РДМТ (на топливе кислород (газ), водород (газ)) У такого КВТК доля массы топлива составит в стартовой массе составит порядка 0,76-0,78. С двигателями управления на топливе АТ+НДМГ (по данным ГКНПЦ) 0,826. У "Бриза-М" этот показатель 0,9. Причём "Бриз-М" двухступенчатый. Причём РБ "Бриз-М" - существующая система, система, а КВТК - "журавль в небе".
В России люди, ответственные за ракетно-космическую отрасль, не космосом занимаются, не удовлетворением потребностей народного хозяйства в продуктах, полученных от работ в космосе, а проталкиванием своих предпочтений: заменить ракетно-космические системы, использующие топливо АТ+НДМГ ракетно-космическими системами на топливе ЖК+ЖВ. Пока они терпят топливо ЖК+ керосин. Это пока. Так как они не могут сразу ликвидировать использование ракетного топлива АЕ+НДМГ и топлива ЖК+керосин. Но на этот счёт есть научные данные по "экологической чистоте керосина" Откройте в и-нете "Керосин" и вы увидите, что керосин по токсичности перекрывает гептил.
Памятливый45>>> К сожалению коммерческих нагрузок тогда даже не планировалась.
m-dva>> И тут сразу же возникает вопрос: "А сколько спутников надо вообще?".
m-dva>> Навскидку можно прикинуть по трем наминациям;
m-dva>> - связь: 20 шт на ГСО, + 50-70 шт на НОО и пр.
Памятливый45> Вот здесь мы и наблюдаем проявление волюнтаризма.
Памятливый45> Отдельный человек (m-dva, Семенов, Смирнов, Афанасьев, Брежнев персоналия не важна) почитав специальную прессу, ознакомившись с успешно функционирующими системами космического базирования "на коленке" способен набросать облик космической системы.
Памятливый45> В 80-е годы специально подобранные специалисты во взаимодействии с Заказчиком формировали эти списки более полными и обоснованными.
Памятливый45> Беда, что это не маркетинговые исследования и не планирование а у специалистов 80-х это было этапом проектирования синтез долгосрочных планов отдельных головных организаций по отдельным проектам, а у m-dva в 2015 году это экспертная оценка по результатам реализации проектов советскими и зарубежными организациями.
Памятливый45> Когда, СССР вышел на рынок вывода ПН и астронавтов с амуницией на ДОС и МКС то здесь мы сталкиваемся с необходимостью маркетинговых исследований.
Памятливый45> А в этих исследованиях первым фактором является себестоимость вывода ПН на орбиты, грузов с Земли на ДОС и с ДОС на Землю, пассажиров на орбиту и обратно. Этот рынок, судя по доле массы топлива в суммарной массе конструкции ракетаносителей, разгонных блоков и космических кораблей ассоциируется с продажей энергоносителей.
Памятливый45> Базовый рынок услуг обслуживания полезных нагрузок.
Памятливый45> Про второй рынок, связанный с поддержанием жизнедеятельности исследователей на борту ДОС и космических кораблей (Союз, Шаттл), продажей электроэнергии для исследовательского оборудования, с продажей/арендой транспондеров непосредственного телевизионного вещания (интернет, связь), с продажей метео- климатических и геологических сведений, сигналов ГПС и пр. -не имею квалификации для комментариев о его потребностях в услугах базового рынка услуг обслуживания полезных нагрузок.
Памятливый45> Но вернемся к экспертному заключению m-dva по рынку ПН
m-dva>> - ДЗЗ: два десятка военных и столько же гражданских + 5 шт на ГСО (СПРН)
Памятливый45> Полный волюнтаризм. Каков облик спутника СПРН , "военного" и "гражданского" спутников?
Памятливый45> Ответа нету.
Памятливый45> В этих условиях, при первом исследовании, чтобы не попасть пальцем (Н-1 например) в небо маркетинговое исследование должно содержать в своей первой части описание функций, предоставляемых космической отраслью для базового рынка услуг обслуживания полезных нагрузок.
Памятливый45> Уполномоченная организация на предоставление услуг базового рынка услуг обслуживания полезных нагрузок (МОМ, РАКА, Роскосмос, ООО "Ротенберг и сыновья") в первую очередь должна официально вывесить перечень всех услуг по выведению ПН заказчика, пассажиров и грузов в отечественных космических кораблях, а также по их частичному возврату.
Памятливый45> Не прожекты на Ангару, Булаву, Росиянку, а информацию по действующим серийные комплексам.
Памятливый45> При этом помимо номенклатуры услуг должна быть раскрыта информация о количестве пусков по каждой номенклатуре российских заказчиков.
Памятливый45> Ситуация в том, что переменные затраты (аренда Байконура, социалка, налог на землю под заводами, общезаводские и общецеховые расходы, возврат кредитов ) должны полностью лежать на российских заказчиках, подчиненных правительству.
Памятливый45> А иностранный или частный (не подчиненный Правительству) заказчик должен оплатить только постоянные расходы, приведенные к его полезной нагрузке (оплата ракеты, топлива, складских работ по доставке ПН и установке, затрат на зарплату персонала радиотехнических частей в день запуска ПН). Плюс страховку , плюс установленный Правительством РФ уровень прибыльности космической отрасли при оказании услуг базового рынка обслуживания полезных нагрузок от операционной деятельности (американцы могут же сланцевый газ добывать на тех же условиях).
Памятливый45> На таких условиях к уполномоченной организации потянутся заказчики. С годами сформируется ведомость периодических контрактов на выведение ПН.
Памятливый45> И только когда такая ведомость на рыночной основе будет выработана с годами, только тогда можно предложить общественности проект нового носителя, расширяющего массу или размеры ПН.
Памятливый45> И вот оперируя новой номенклатурой с использованием сведений о ранее заключенных , исполненных и неисполненных контрактах можно оценить ТЭО коммерческого использования номенклатуры российских РН с учетом нового (например "Сверхтяжелого") носителя.
m-dva>> ...даже на фоне древнего Зенита выглядит как-то странно, а на фоне Фалкона так и вообще верхом маразма....
Памятливый45> А вот здесь то m-dva коснулся номенклатуры услуг обслуживания полезных нагрузок, пригодной для коммерческого применения.
Памятливый45> Сообщу без обоснования. Ещё Ходорковский отвечая на вопрос импортозамещения как само собой разумеющееся сообщал, что покупать можно всё заграничное при условии, что на рынке имеются три не аффилированных друг другу поставщиков оборудования, материалов или услуг.
Памятливый45> В противном случае необходимо заказывать на российских государственных компаниях.
Памятливый45> Поэтому идя на рынок, необходимо выработать такую номенклатуру масс и габаритов полезных нагрузок, которая соответствует действующей на рынке номенклатуре у американцев, европейцев и китайцев.
Памятливый45> В этом случае собственник ПН не имеет странового риска. Не запустит Россия турецкий спутник связи (Кстати запустит или нет?) - запустят европейцы, китайцы или американцы.
Памятливый45> Ну что толку что на низкую орбиту Протон выводит больше любой другой ракеты. Под такую орбиту вряд ли кто будет создавать супер спутник.
m-dva>> PS. чёта сдается, шо под шумок о грандиозном супертяже проталкивают замену Ангаре.
Памятливый45> PPS. Наоборот разговоры об Ангаре, как мне кажется, нужны для ликвидации РН "Протон"
![44.0](/_bors/images/browsers/firefox.png)