В.В.>> Только КВТК не имеет преимуществ перед РБ "Бриз-М" (максимум 10% при ПН 6 тонн)
Полл> На геостационарную орбиту "Ангара-А5" с "Бриз-М" выводит 2,8 тн, а с КВТК - 4 тн. Это более 40% разницы.
Полл> А для вывода на НОО связка из нынешней "Ангары-А5" и КВТК не оптимальна, есть такое.
ВВ Я где-то натолкнулся на упрёк, что оперировать "формулой Циолковского"- всё равно, что проявлять дурной тон, демонстрировать плохое воспитание. Ну, естественно, только дилетанты размахивают этой формулой. Но как-будто бы формулой можно пользоваться, если её не называть "Циолковского". Интересно, знатоки знают, пользуются ли в США этой формулой, и если пользуются, то как она у них называется
Вообще, для человека без репутации эти обстоятельства не страшны.
Преобразуем и запишем "формулу Ц" до вида
Vmax=9,81*I*ln((1+r)/(n+r))
Где:
r - масса ПН в долях от стартовой массы РБ;
m - доля массы топлива в стартовой массе РБ;
n - доля массы конструкции в стартовой массе РБ
I - удельный импульс тяги (УИТ), с
РБ - ракетный блок
Vmax - отрабатываемая РБ характеристическая скорость, м/с.
Если взять за критерий оценки эффективности РБ Vmax, то получим равенство для двух РБ, использующих различное топливо
I1*ln ((1+r)/(n1+r)) = I2*ln((1+r)/(n2+r))
Зададимся значениями: УИТ РД на одном топливе (например I1) равен Х с, а на другом топливе (I2) 460с, причём n1=0,07 (доля массы топлива 0,93); n2=0,19(доля массы топлива 0,81).
Зададимся значениями r=0,08; 0,125; 0,16; 0,25. При стартовой массе РБ 24 тонны масса ПН будет соответственно равна 1,92; 3; 3,84; 6 тонн
Равенство будет соблюдено при значениях I1 равном соответственно
323с;334с;341с;352с.
Полученные данные сведены в таблицу
r = ...0,08........ 0,125........ 0,16........ 0,25
М пн=..1,92.........3..............3,84........6
I1=.....323..........334...........341.........352
Таким образом, доля массы топлива в стартовой массе КВТК находится на уровне 0,81, доля массы топлива в РБ типа "Бриз-М" находится на уровне 0,93.
При этих данных, для парирования преимущества КВТК в значении удельного импульса 460с достаточно достигнутых значений удельного импульса тяги ЖРД РБ типа "Бриз-М" на топливе АТ+НДМГ. Правда, значение УИТ 352с получить пока проблематично. Но это при массе ПН 6 тонн. При значении массы ПН=4 тонны будущий КВТК не имеет преимущества перед РБ "Бриз-М"