Бацура>> Вы путаете завесное охлаждение с вдувом газа в закритическую часть сопла. Это всё-таки "две большие разницы".
Старый> Милая Бацура, ты от меня чтото скрываешь. Ты никак не хочешь рассказать зачем по твоему мнению фальсификаторы из Рокитдайн вдували газ в сопло. Завесное охлаждение соплового насадка как я понимаю ты отвергаешь напрочь. Так зачем же? Поведай человечеству, не томи. Мир ждёт.
Старая ... Не поймёшь! Но буду кормить апфельсинами...
Известны две принципиальные схемы ЖРД: с дожиганием и без дожигания. Та, которая без дожигания выбрасывает наружу (в окружающее пространство) генераторный газ с температурой порядка 600С при давлении 1...2 кгс/см. кв.
В схеме с дожиганием (сиречь, с дожиганием генераторного газа в камере сгорания) потери удельного импульса против термодинамического значения составляет порядка 20с.. Здесь, конечно, враньё имеет место быть большое, но если это ЖРД, работающий в вакууме, то по результату полёта насчитывается потеря примерно 20с. И это при степени расширения сопла под 170, что обеспечивается давлением в камере сгорания 150 кгс/см.кв и давлением на срезе сопла порядка 0,05 кгс/см кв. Порошу не путать, степень расширения сопла со степень. расширения по давлению.
В открытой схеме (схеме без дожигания генгаза) потери НА привод составляют ещё дополнительно до 20с. Правда, здесь вопрос не доказуемый. Так, если мы имеем высотное сопло, то, не особо грубо говоря, испытывают двигатель или на атмосферном стенде, или с ГДТ, обеспечивающей давление на срезе сопла порядка 0,3-0.4 кгс/см2. При этом ТИУ (тягоизмерительное устройство) измеряет тягу, например 8тс. А двигатель-то проектируется как 20тс. Вот остальную недостающую тягу досчитывают по формуле, согласованной со всяческими НИИ. А в формулу входят коэффициенты. Вот от выбора значений коэффициентов и досчитывается недостающее значение тяги. Взяли какое-то значение коэффициентов и насчитали тягу. А расходы измеряются более-менее точно. С точносью ± 0,25%. Вот так врём все дружно, но понимаем, что максимум ±1,5%. Разделили тягу на расход и получили удельный импульс! УРА!
Но тут приходит какой-то на букву "М" и говорит: "Ерунда! Значение УИТ больше термодинамического. Ну, тогда берут другие значения коэффициентов в формуле расчёта тяги и пересчитывают статистику. Но так, конечно,чтобы не обидеть себя перед заказчиком. Договариваются...
А в лёте получают прибавку УИТ от прироста тяги за счёт донного давления... Ну, это то, о чём мы базарим - поворот потока при отношении теплоёмкостей 1,16 - 1,2 составляет примерно 140-160 градусов. Считая от продольной оси камеры. Если считать от плоскости среза сопла, то "минус" 90 градусов.
Так вот! Точность счёта, которая завораживает экзальтированную даму по писанине корреспондента, совершенно расплывается в головах тех, кто имеет дело с ЭТИМ делом. И вот когда разработчик ЖРД без дожигания генераторного газа доказывает, что в разработанном им двигателе значение УИТ равно (или даже больше) чем в ЖРД с дожиганием, то что либо доказать такому разработчику невозможно. Например, приходит спец и предлагает выхлоп ЖРД на ЖК+ЖВ в космосе пропускать через МГД генератор, ток снимать и использовать его в электрореактивном двигателе и получать удельный импульс тяги 5000с (вместо банальных 440с). И это не анекдот!
Как видите, вопрос в заморочке, которая до того не просчитывалась. Все становятся на уши и начинают считать. Но до автора предложения постепенно доходит суть его з...
Что касается американского эф-одина, то американцы насчитали, что если выхлоп генератрного газа в ЖРД без дожигания заводить в закритическую часть сопла, то потерь УИТ на привод не будет и можно рассчитывать УИТ эф-одина как и на схеме с дожиганием. То есть, земное значение 265с, в вакууме 297-305 с. Если же они заморочку с вводом генгаза в закритическую часть сопла убрали бы, то потери УИТ на привод (мне нравится величина 20с) нужно явно учитывать и рассчитывать "Сатурн-5" на значение УИТ эф-одина
245/275с. Вот такая ситуация с заморочкой со вдувом генгаза в закритичесую часть сопла. Ну, и ещё... Эта заморочка маскирует вид факела, который должен быть у эф-одина. Выхлопной газ на срезе сопла с избытком горючих веществ должен создавать грандиозный пожар вследсивие догорания этих веществ на малой высоте, где кислорода много и нечто другое на высоте 65 км, где эф-одины кончают работу. Но ещё было бы интереснее, если бы 5 выхлопных патрубков генгаз с температурой около 500С выбрасывались бы напрямую в атмосферу.
Поэтому, может быть американцы не столь и "тупые", как утверждает Задорнов. Но, может быть, если врать напропалую много, то невольно что-то может оказаться правдой. Кстати, там нечто подобное и с джей-2...
. Так