yacc> - какой этим стоит физический процесс.
Книга "ДВИГАТЕЛЬ НК-8-2У (для экипажей ВС ТУ-154Б-2)"
Про помпаж пишут следующее:
Принцип работы компрессора заключается в следующем: в расширяющихся межлопаточных каналах рабочего колеса и направляющего аппарата скорость воздуха уменьшается, а давление и температура растет. Скорость воздушного потока постоянно пополняется за счет преобразования механической энергии лопаток рабочего колеса в скоростную (кинетическую) энергию.
Подобным образом ступени компрессора работают только при условии безударного входа воздуха на рабочие лопатки компрессора.
При уменьшении расхода воздуха через компрессор ниже расчетных значений для данных оборотов двигателя угол входа воздуха на рабочие лопатки компрессора увеличивается и, при достижении критических значений, на спинках лопаток происходит срыв потока и образование вихрей. Вихри представляют собой большое аэродинамическое сопротивление и, распространяясь по межлопаточному каналу, полностью или частично "запирают " воздушный тракт. Движение воздуха в сторону компрессора прекращается, давление воздуха за компрессором падает и становится ниже, чем давление газов в камере сгорания. Газы из камеры сгорания движутся в сторону компрессора и выталкивают вихри из межлопаточных каналов, воздушный тракт "отпирается", очередная порция воздуха поступает в компрессор, но, если угол входа воздуха не изменился, опять происходит срыв потока и процесс повторяется сначала. Такая работа компрессора, когда воздух подается в камеру сгорания порциями, импульсами называется неустойчивой работой или помпажем двигателя. Помпаж сопровождается сильной тряской двигателя, резким ростом температуры газов и, в случае совпадения частоты собственных колебаний двигателя с частотой пульсаций воздуха, наступит резонанс, который может привести к частичному или полному разрушению двигателя.
Признаки появления помпажа: сильная тряска двигателя; колебание частоты вращения роторов с тенденцией к снижению; резкий рост t газов; факеление или дымление из реактивного сопла; появление звука, напоминающего урчание или клокотание, иногда сопровождающегося "хлопками".
А также книга "Практическая аэродинамика самолёта Ту-154Б (Ту-154М) Часть 2":
Изменение условий работы двигателей при выходе на большие углы атаки связано с ухудшением условий обтекания на входе двигателя.
И далее:
Для самолёта Ту-154 значения допустимого угла атаки приняты по условиям неустойчивой работы боковых двигателей. Настройка указателя АУАСП соответствует углам атаки, практически совпадающих с углами атаки начала тряски.