Aurum> а с чего собственно??? Ц.т. должен быть впереди ц.д. ПО-ЛЮБЭ!!! Т.ч. никакого кабрирующего момента НЕ возникает!
Кабрирующий момент может возникнуть при так называемой "задней центрове" (ЦТ достаточно близко (хоть и впереди) ЦД, но не обеспечивает статической устойчивости) просто от внешних возмущений. Для реальных самолетов не скажу, а вот для моделей с ламинарными профилями при расстоянии ЦТ ближе, чем 0,05 САХ от ЦД статическая устойчивость уже не обеспечивается. Самолеты не пилотировал, не скажу, а вот при управлении моделью с задней центровкой реально приходится отдавать тример от себя, еще и не всегда хватает, ручкой приходится добавлять, чтоб погасить стремление задрать нос. Такое иногда случалось при ошибках балансировки (ну типа много балласта вытащил после упражнения на скорость по запарке или центровку перекомпенсировал). Конечно, реально углы не мерял, но судя по тому, что ход триммера обеспечивал перестановку стабилизатора в пределах ± 1 градус, а его не хватало, то стаб явно на положительные углы вылезал.
Ну и есть еще самолеты неустойчивой схемы. Вот ролик выкладывал в этом посте:
Почему самолетам делают большой киль? [Monya#01.02.17 23:05], так там модели 3D пилотажек практически всегда статически неустойчивы (ценровка задняя) - иначе такой маневрености не получить.
Да и еще истребители так частенько делают. Вот, к примеру из МАИевской методички:
Самолеты с заранее заданной статической неустойчивостью обладают повышенной маневренностью, что обуславливает целесообразность использования неустойчивых аэродинамических схем на боевых маневренных самолетах, то есть на истребителях различных типов. Одной из наиболее удачных статически неустойчивых аэродинамических схем является схема, в которой горизонтальное оперение (далее ГО) выносится перед крылом, то есть схема самолета с передним горизонтальным оперением (далее ПГО).
Так что статическая устойчивость - не догма
, как следствие и расположение центров масс и давлений (относительное) соответственно.
Monya>> который необходимо парировать увеличением угла атаки стабилизатора.
Aurum> вот так сразу именно перестановкой стаба, и даже не р.в.
Можно и руля высоты - суть одна. Стабилизатор может и цельноповоротным быть. Это частности.
Monya>> Но ЛА в таком режиме уже может оказаться и статически неустойчивым.
Aurum> Не может оказаться, а однозначно станет!
Ну да, согласен, только я кабы, мякшее, что-ли хотел