Dark>> ... Достаточно посмотреть на фото и увидеть все своими глазами. Вот тут, явно видны бухтины и швы от аргонной сварки...
m.0.> Кстати, всегда интересовал вопрос - почему видны швы от аргона на фюзеляже (как на снимке)? Когда у нас в цеху вручную варят аргоном (правда швы небольшой длины, не более 1 м, и не 1420) то после зачищают так, что шва и не видно.
Дело это было, для нас новое. Сварщиков обучали на ускоренных курсах. И потом, варить деталь на верстаке, это одно, а варить шов в стапеле, где все мешает, это совсем другое. Варить же обшивку, толщиной 0,8мм, вообще было трудно. Когда в некоторых изданиях пишут, что сварка, на иэд.9-31 и 9-15, облегчала изготовление планера, хочется просто рвать и метать. Новое, не освоенное изделие, всегда по началу кажется труднее, чем отлаженное предыдущее. Но в случае с 9-15 и 9-31, это была песня! Изготовление агрегатов, затягивалось из-за того, что каждую сваренную деталь, требовалось отправить на рентген. Там ее светили, отмечали места непроварки и включений и отправляли опять в цеха. Приходилось вновь зачищать эти места и варить вновь. Иногда, эта процедура затягивалась надолго. Вот представьте, что это небольшие детали. А когда варили агрегат в стапеле, то после рентгена, он приходил назад, весь красный и синий, от отметин карандашом. То что не зачищали швы на внешней обшивке, то делалось это сознательно из-за боязни нарушить прочностные характеристики сварки. А вообще, когда я в цехе 38, увидел уже полностью собранный планер, для меня было загадкой, как его вообще приняли БТК и военпреды. Бухтины и швы, в некоторых местах, были просто "кричащие".