В связи с этим важнейшим условием защиты национальных интересов России является поддержание боевой готовности Вооруженных Сил, и в первую очередь их ядерного компонента, на уровне, гарантирующем...
// militaryarticle.ru
В состав ядерных сил входят объединения, соединения и части, предназначенные для выполнения боевых задач путем применения ЯО. Они включают стратегические ядерные силы (СЯС) и часть сил общего назначения, вооруженных нестратегическим ЯО (оперативно-стратегическим, оперативно-тактическим и тактическим). При этом, на наш взгляд, употребление термина «тактическое ядерное оружие» неправомерно, поскольку он характеризует только один (и не самый важный) аспект применения - дальность доставки ядерного боеприпаса (ЯБП). Определяющим же будет принадлежность ЯО, т.е. чьим средством оно является: Верховного Главного Командования или главнокомандующего ВС на ТВД (командующего оперативно-стратегическим объединением).
В первом случае мы говорим о стратегических ядерных силах и стратегическом ядерном оружии (СЯО), во втором - об оперативно-тактическом ядерном оружии (ОТЯО), синоним - «ядерное оружие ТВД».
Так как оперативно-стратегические ядерные средства (дальние бомбардировщики и крылатые ракеты большой дальности морского базирования, размещенные на многоцелевых подводных лодках) применяются, как правило, по планам и решению ВГК, то соединения и части, имеющие их на вооружении, можно также отнести к СЯС. Но сами эти средства целесообразно для отличия от средств, подпадающих под контроль в соответствии с договорами по ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений, выделить в особую категорию - «достратегическое ЯО», или, что более корректно, «оперативно-стратегическое ЯО» (в некоторой степени синонимами являются термины «ЯО средней дальности» и «ЯО театра войны»).
В соответствии с принятой классификацией масштабов применения ОТЯО ядерные удары подразделяются на одиночные, групповые и массированные, при этом провести четкую грань между двумя последними весьма трудно.
На наш взгляд, в основу классификации должно быть положено не только количество применяемых ЯБП, но и масштаб решаемых при этом задач, например:
одиночный ядерный удар - наносится одним ядерным боеприпасом по одному или группе объектов;
групповой ядерный удар - наносится одновременно в предельно короткие сроки несколькими ЯБП по объекту (в случае, если поражение не может быть обеспечено одним ЯБП) или таким количеством ЯБП, которое обеспечивает поражение тактической группировки противника;
сосредоточенный ядерный удар - наносится в предельно короткие сроки таким количеством ЯБП, которое обеспечивает поражение оперативно-тактической группировки войск (сил) противника;
массированный ядерный удар - наносится в предельно короткие сроки таким количеством ЯБП, которое обеспечивает поражение оперативно-стратегической (оперативной) группировки войск (сил) противника.
При определенных условиях для деэскалации военных действий может потребоваться нанесение одиночных (групповых) ядерных ударов по объектам противника, расположенным вне зоны непосредственных военных действий. При этом следует исходить из того, какие цели преследуются: для сдерживания на региональном уровне предпочтительнее применять ОТЯО, а на глобальном уровне (путем устрашения противника нашей готовностью идти вплоть до взаимного уничтожения) возможно применение оперативно-стратегического или даже стратегического ЯО.
Во втором случае не так уж важны степень воздействия и эффективность поражения объектов удара, главным будет испытание «крепости нервов». Расчет делается на то, что страх гарантированного уничтожения не позволит противнику перейти к применению стратегических наступательных сил и принудит его к деэскалации военных действий.
Исходя из целей, преследуемых на уровне глобального сдерживания, весьма важным является выбор объектов удара. В любом случае необходимо стремиться к исключению (минимизации) гибели населения и разрушения невоенных объектов. Задачами таких ударов может быть поражение военных объектов, находящихся вне густонаселенных районов территории противника. В этом случае удары целесообразно наносить с высокой точностью, чтобы свести к минимуму побочный эффект. Необходимо также обеспечить высокую скрытность подготовки и нанесения удара.
Использование МБР и БРПЛ с разделяющимися (составными) головными частями для нанесения таких ударов нецелесообразно, поскольку достаточно сложно найти четыре - десять объектов указанного рода (по количеству боевых блоков индивидуального наведения на ракете) в районе, ограниченном площадью разведения блоков. Кроме того, нежелательно завышение степени поражения объектов, исходя из характера удара, а самое главное, такой удар уже будет являться групповым и вероятность нанесения ответного ядерного удара существенно повышается.
Наиболее приемлемым видом оружия для такого рода воздействия могут быть крылатые ракеты большой дальности морского базирования, пуск которых осуществляется с многоцелевых подводных лодок, т.е. удар будет наноситься без привлечения стратегического ядерного оружия. При этом малые высота полета и значение ЭПР, трудность определения для противника возможных районов старта обеспечивают большую скрытность нанесения ударов по сравнению с любыми другими средствами. Привлечение же любого другого вида СЯО (ОСЯО) для нанесения одиночных (групповых) ударов с целью деэскалации военных действий неизбежно приведет к обнаружению наших ядерных средств еще при старте, что повышает риск нанесения противником ответного полномасштабного ядерного удара, тем более что решение будет приниматься в условиях жесточайшего дефицита времени.
Таким образом, применение СЯО для нанесения одиночных (групповых) ядерных ударов с целью деэскалации военных действий целесообразно только в том случае, если имеются определенные гарантии, что противник не будет рассматривать эти удары как начало широкомасштабного ядерного воздействия с целью уничтожения его военного и (или) военно-экономического потенциала.
Наличие в ВС РФ именно двухуровневой системы ЯС, включающей стратегические и оперативно-тактические ядерные силы, - важнейший фактор обеспечения военной безопасности нашего государства.
Дозированное, устрашающее применение ОТЯО в сочетании с демонстрацией готовности применить СЯО может стать для агрессора самым мощным побудительным мотивом деэскалации военных действий.©
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 3(5-6)/1999, стр. 34-37
О применении ядерного оружия для деэскалации военных действий
Генерал-майор В.И.ЛЕВШИН
Полковник А.В.НЕДЕЛИН,
кандидат военных наук
Полковник М.Е.СОСНОВСКИЙ,
кандидат военных наук, профессор АВН