Ckona> Вместо трубки - да, можно использовать просто какую-то поверхность, примятую скоростным напором, плюс сенсор примятия (который "тензо").
Ckona> Но будет в 10+ раз хуже точность.
Я предлагал тензодатчик ставить не на "какую-то поверхность, примятую скоростным напором", а на, допустим, переднюю кромку киля самолета в районе сопряжения с фюзеляжем. Благодаря большой разнице возникающих там нагрузок при различных скоростях полета погрешность может оказаться в допустимых пределах. Исключительно мое мнение. Хотелось бы услышать комментарий от авиаконструкторов.
А поправки на доп. нагрузки от положения руля направления и рулей высоты (если они находятся на киле) можно выработать в процессе летных испытаний. Поправки от температуры и высоты тоже не представляют проблемы.
Еще раз подчеркиваю, хотелось бы услышать комментарий от авиаконструкторов.
На мой взгляд, то, что жизнь людей ставится на кон только из-за правильной/не правильной работы одной системы, носит недопустимый характер.
В кораблестроении (правда там скорость относительно воды как раз вторична) положение судна относительно суши определяется, в отсутствии видимости - ГЛОНАС, JPS, радио маяками, прокладка, по рельефу дна + в условиях видимости - маяки, наземные ориентиры, небесные светила.
И то чертова туча навигационных ошибок!