В 80-х годах (с 1980-го по 1990-й) в ВМФ СССР по сравнению с ВМС США было введено в строй более, чем в два раза больше кораблей 1-го ранга (не считая десантных): 12 БПК, 17 эсминцев, 3 ракетных, 3 тяжелых ракетных и 3 авианосных крейсера против 15 ракетных крейсеров и 3 авианосцев в США.
Однако сложно сказать, что баланс между флотами как либо существенно изменился. Во первых, новое вооружение для построенных в этот период кораблей не давало никаких принципиальных преимуществ даже на начало 80-х, не говоря о перспективном, появившемся в США в 80-х. А во вторых, в отличие от США, отсутствие регулярных программ модернизации оставило практически не у дел большинство ранее построенных в СССР кораблей. США сохраняли потенциальную возможность утопить любое количество советских надводных кораблей в любой точке мирового океана. А с появлением ПКР Гарпун, они могли это сделать даже не привлекая флот. Из этого можно сделать вывод, что программа развития ВМФ была крайне неэффективной, по сути пустая растрата ресурсов.
На мой взгляд, логичнее было бы использовать новые системы вооружений (ЗРК и ПКР) для модернизации существующих кораблей, а ресурсы кораблестроения направить туда, где отставание было наиболее значительным - противолодочные корабли и авианосцы.
Из БПК пр 61 и крейсеров пр 58, с установкой 1хПУ Ураган, 1хАК-130, 4 АК-630 и 4 ПКР Москит, могли получиться эсминцы, аналогичные американским class Coontz и Charles Adams, при этом практически не уступая новым пр 956 (только количеством вооружений соразмерно меньшему водоизмещению). 20+4 корабля. Комплекс Ураган был готов уже к 1975-му году, и корабли после модернизации могли прослужить не один десяток лет. Например, БПК Смелый, переданный Польше, прослужил до 2003-го года, а Сметливый в строю до сих пор.
Так же и с кораблями различных вариантов пр 1134, из которых вполне можно было получить эквивалент крейсеров 1164 с меньшим количеством ПКР. Но при этом в количестве 21 корабль вместо 3-х.
Высвободившиеся ресурсы можно было направить на дополнительное строительство БПК 1155, так как СССР значительно отставал по количеству аналогичных кораблей от США (более 30 единиц class Spruance), то есть, если вместо 12 кораблей пр 1155 было бы построенно 20-25, то отставание бы значительно сократилось. В свою очередь, при достаточном количестве современных противолодочных кораблей, крейсера пр 1123 можно было бы переделать в десантные вертолетоносцы.
Ну и вместо 3-х крейсеров пр 1144 (которые при 21 корабле 1134 с ЗРК Форт и 25 кораблях 1155 с ЗРК Кинжал и ГАК Полином становятся абсолютно лишними) можно было построить 2-3 дополнительных авианосца и получить на конец 80-х 7-8 АУГ при примерно 70-ти современных кораблях сопровождения. 1143 позже могли быть модернизированы до уровня 11435 по аналогии модернизации крейсера Баку.
При таком ходе развитя к началу 90-х, при меньшем количестве построенных кораблей, СССР мог иметь более сбалансированный и современный надводный флот.