Б.г.>> Нет, угловую скорость она получает с датчиков, если продифференцировать, получится угловое ускорение. Очень зашумлённое.yacc> Это я и говорю.
нет, ты говоришь -
yacc> Т.е. интегрирует ( для угла ) и дифференцирует ( для угловой скорости )
А я говорю, что угловую скорость получают непосредственно с датчиков.
yacc> А если проинтегрировать - угол.
Тут вот какая штука. Если у нас навигационная система с гироплатформой, то никто угловые скорости с датчиков не интегрирует, потому что гироплатформа позволяет считывать прямо углы. Если у нас гирогоризонт и гировертикант, как на Фау-2, то тоже углы получаются прямо с датчиков, никто ничего не интегрирует.
А, вот, если у нас современная бесплатформенная система, то там тоже углов нет
Положение ракеты/спутника есть, а углов нет. Не в углы там интегрирование идёт, не в углы. Либо в кватернионы, либо в матрицы поворота
Б.г.>> для чего акселерометры нормального и бокового ускорений аккуратно следят за полётом. yacc> Акселерометр бокового ускорения вне ЦМ даст боковое ускорение + угловое
Нет. В своё время я приставал к преподам на военной кафедре с вопросами о том, как получается, что система угловой стабилизации не мешает системе стабилизации центра масс, ведь они, получается, тянут ракету в разные стороны. Ответ был КРАЙНЕ прост - они аккуратно разведены по полосам пропускания.
Б.г.>>ДУСы "Протона-К" - я их держал в руках - старого, аналогового, имеют диапазон регистрируемой угловой скорости плюс-минус семь градусов в секунду.yacc> Т.е. угловую скорость мы таки получаем, но просто не с гироскопов?
Ну, вообще-то, эти ДУСы были именно гироскопические. Правильный ответ такой - на старом "Протоне" для измерения углов использовались одни гироскопы, а для измерения угловых скоростей - другие.
yacc> А точность какая?Б.г.>> Не то, чтобы не верю, но не понимаю, зачем.yacc> Наверное для точности
Излишняя полоса пропускания не увеличивает точность. Я ж пишу, чёрным по белому (или бледно-голубому, неважно), что ракета гнётся, и на какой-то, совсем небольшой частоте фаза колебаний приборного отсека отличается от фазы колебаний хвостового отсека на четверть периода, чего достаточно для самовозбуждения.
Вот ещё такое воспоминание с военной кафедры - для проверки амплитудо-частотной и фазо-частотной характеристики каналов управления ракеты 8К84 на входы усилителей подавалось синусоидальное напряжение с частотой 0,7 Гц. В этой точке фаза уже заметно отличается от нуля, так что можно померять и запаздывание, и ослабление.
Сто герц - это шум и вибрация, полезной информации для управления большой ракетой (а 8К84, между прочим, это самая маленькая из наших жидкостных межконтиненталок!) там нет.
А в каналах акселерометров бокового и нормального ускорений вообще частоты 0,1...0,001 Гц! Т.е. за время активного участка ЦМ ракеты успевает совершить относительно плоскости стрельбы всего несколько (или несколько десятков) колебаний! Всё, что быстрее, на точность не влияет!
Б.г.>> пральна! Попробовал бы ты руль высоты Боинга 747 перекладывать с частотой хотя бы 10 Гц! А вот на сайдвиндере именно это и происходит. В чём разница?yacc> Ну ты сравнил массы боинга и сайдвиндера и массы исполнительных агрегатов ( сиречь рулей )
Не только в массах дело, а и в собственных частотах колебаний конструкции. "Боинг" тоже нежёсткий, и его нос и хвост колеблются с разными фазами.
yacc> Но даже у Боинга все равно берут выход ИНС с большой частотой - для демпферирования и для счисления.
Люди, ну, как вы не понимаете, интегрирование - это ФНЧ, усреднение - это ФНЧ, и, наоборот, ФНЧ не может не усреднять данные на входе, а, значит, учитывать быстрые мелкие изменения, если в них есть какая-то значимая для управления информация.
Например, если дельта-функцию пропустить через линейный ФНЧ, то интеграл от функции на выходе будет так же равен 1, как и у исходной дельта-функции. А это, в свою очередь, значит, что рули совершенно адекватно отработают такое воздействие, если смотреть на конечную орбиту (или точку попадания БЧ МБР, что мы изучали на военной кафедре).
yacc> Кстати, кажется у Союза стабилизация по крену примитивная? - т.е просто его поддержание? : в расчете,что ракетам симметричная, особых возмущений там возникнуть и не должно.
А что значит "непримитивная"? У Союза стабилизация по рысканию точно такая же - т.е. просто его поддержание. Да и по тангажу немногим отличается - там тянут металлической ленточкой основание переменного резистора датчика угла, а система управления точно так же считает, что она "просто поддерживает" тангаж постоянным (а то, что он "в действительности" изменяется, СУ невдомёк).
Разница между креном и рысканием не в "примитивности" или "продвинутости", а просто в моментах инерции и полосах частот. Формулы одинаковые, только коэффициенты разные.
yacc> Тогда, я кажется знаю причину "расколбаса" на видео с борта yacc> Ни удар ускорителя, ни истечение газов из бака заметного импульса по каналу тангажа/рыскания не создали: истечение наддува при массе порядка 100 тонн - ниочем, чтобы сильно качнуть ракету да так, что и стабилизация не справится. Аналогично и от удара - он не передал значимого импульса самой ракете ввиду ее большой инертности и поэтому пробил бак.yacc> Зато слабое место Союза - это канал крена - там и плечо рулевых камер малое и меняться он вообще не должен. Истечение газа наддува, точнее его касательная составляющая, вполне могло создать вращение по крену, которое СУ скомпенсировать не смогла. yacc> А далее... когда тангаж стал меняться местами с рысканием - а запросто там и нет определения что есть рыскание, а что есть тангаж в зависимости от крена - сигналы с конкретных гироскопов идут на конкретные каналы для упрощения - СУ активно "включилась в дело" и сама стала раскачивать ракету.yacc> Это собственно и была потеря стабилизации.
Феерический бред. Извини, но это так.
Во-первых. Синус-косинусные трансформаторы отлично транслируют сигналы датчиков в управляющие сигналы без каких-либо БЦВМ, и не зависят от определения "где здесь тангаж, а где рыскание". Перемешивания каналов, таким образом, быть не может.
Во-вторых. ПОТЕРЕЙ СТАБИЛИЗАЦИИ для ракет семейства Р-7 аж с 1958 года считается отклонение продольной оси ракеты на 7 градусов от программного положения. Это приводит к однозначному АВД, даже если все остальные параметры в норме. СЕМЬ ГРАДУСОВ, ВСЕГО СЕМЬ ГРАДУСОВ!
В-третьих. На видео, даже с вырезанными кадрами, хорошо видно, что космонавтов очень резко дёрнуло вбок. У них даже
руки дёрнулись в одну сторону. Очень резко, как будто молотом по ракете стукнули. Это не "постепенный расколбас". Практически сразу после этого рывка последовало АВД. Даже безотносительно падения давления в баке керосина.
Крен тут совершенно ни при чём.