Реклама Google — средство выживания форумов :)
ЛУННЫЕ ДОЛГИ
(по материалам приложения к газете «Едиот ахронот» 01.03.2019)
Как стало известно финансовому приложению «Мамон» к газете «Едиот ахронот», по состоянию на сегодняшний день амута (НКО) SpaceIL должна концерну «Израильская аэрокосмическая промышленность» (IAI) 10 млн долларов – солидную часть из суммы, которую она обязалась выплатить ей за проектирование и изготовление лунного посадочного аппарата «Берешит». Амута рассчитывает собрать эту сумму из спонсорских пожертвований до прилунения. Это не включает сумму размером в несколько миллионов долларов, которую IAI с самого начала решила вложить в проект из собственного бюджета….
Проект «Берешит» родился в 2010 году. Трое молодых инженеров: Ярив Баш, Кфир Дамари и Йонатан Вайнтрауб задались амбициозной целью: принять участие во всемирном конкурсе под названием «Google Lunar X-PRIZE», по условиям которого надо было первыми осуществить посадку на Луну космического аппарата, созданного без поддержки правительства. Баш, который стал лидером группы, полагал вначале, что можно построить такой космический аппарат (КА) за «миллион, два миллиона долларов».
Но трое быстро поняли, что космолет невозможно построить в гараже. В 2011 г. была создана амута SpaceIL, и бизнесмен Моррис Канн стал первым спонсором. Пожертвовав 40 млн долларов, он стал президентом амуты. Он сам также нашел множество других спонсоров. В 2015 г. был подписан контракт на строительство КА с концерном IAI. Работу выполнили вместе инженеры IAI, и инженеры, набранные самой амутой. После закрытия конкурса «Гугла» израильская команда, которая находилась на весьма продвинутой стадии проекта, решила изыскать 20 млн долларов (которые первоначально надеялась получить от «Гугла»), из других источников, и продолжить проект.
Документ, поступивший в «Мамон», частично показывает, как были потрачены деньги (при имеющихся у амуты тяжелых проблемах с бюджетом), и показывает, насколько дорогая эта отрасль – космонавтика. Итак, самый весомый контракт, 19 млн долларов, был заключен с фирмой SpaceX на запуск КА…
18 млн долларов отмечены в бюджете для выплаты IAI за проектирование и изготовление КА. Еще 11 млн уплачены поставщикам различных систем, ведь только посадочные опоры и часть двигательных систем разработаны на предприятии «Мабат». Так, 5.6 млн долларов уплачены компании Optical Air Data Systems за посадочный датчик и серию испытаний и проверок. 1.1 млн долларов уплачены фирме Space Micro Inc. за систему связи. 831 тысяча долларов переведена итальянской фирме Leonardo за панели солнечных батарей, и 510 тысяч заплачено за объективы фотокамеры. 410 тысяч долларов создатели заплатили за заправку КА топливом на основе гидразина, и аналогичную сумму – за систему звездных датчиков. (На орбите обнаружились, что их ослепляет Солнце, и они функционируют нештатным образом. Проектанты выясняют у поставщика, канадский фирмы Sinclair, как можно улучшить их функционирование). IAI и амута приобрели 4 таких модуля: два для испытаний, и два для установки на КА. 239 тысяч выплачены Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе (UCLA) за магнитометр для исследования магнитного поля Луны.
Израильские производители также были в деле: фирма Aitech из Герцлии поставила блок электроники, работающий для поддержки компьютера КА, а Maris из Нес-Ционы изготовила карту памяти и устройство сжатия информации для фотокамер, которые после прилунения должны сделать «селфи» на поверхности Луны. IAI должна получить 300 тысяч долларов за четыре летных компьютера, три из которых использованы для контроля и испытаний, а один –установлен на борту КА. Все они оснащены процессорами фирмы Ramon Chips из Йокнеам-Илита.
….
Амута заплатила более 50 млн шекелей научным консультантам и коллективу инженеров, которых она набрала, и которые работали с группой из IAI.
Одной из дилемм при создании КА был вопрос, использовать ли при прилунении радар для измерения расстояния до поверхности для регулирования тяги двигателя, или воспользоваться лазерным датчиком (лидаром). «У радара есть больше возможностей, но он дороже, потребляет больше энергии, и поэтому требует более большого и дорогого аккумулятора, что прибавляет массы КА и удорожает запуск – поясняет генеральный директор SpaceIL Идо Антеби. – Поэтому было решено – еще до моего прихода на этот пост – установить лазерный дальномер… В целом, там, где мы могли приобрести какой-то готовый элемент за границей, тем более испытанный в космосе, мы делали это. Вместе с тем посадочные опоры разработала сама IAI».
Другая дилемма была насчет запчастей. «”Берешит” надо было перевезти на мыс Канаверал, и она могла получить повреждение по дороге или при установке на носитель. Какие запчасти надо было иметь, чтобы быстро отремонтировать КА и не утратить миссию из-за повреждения одного элемента? Сколько денег ассигновать на запчасти? С поставщиком радиоаппаратуры мы договорились, что он улучшит нам прибор, поставленный для первых испытаний, до уровня, при котором мы сможем запустить его в космос в течение двух недель. Но в конце концов это не понадобилось, и платить за это не пришлось. С другой стороны, мы все же использовали резервный элемент одной из систем связи, которую установили за две недели до запуска».
….
Офер Дорон, генеральный директор спутникового предприятия «Мабат», рассказывает, что его завод использует детали с «Берешит» для работы с новым проектом израильской фирмы Effective Space, которая разрабатывает маленькие спутники-буксиры, которые можно будет пристыковать к существующим, всё еще исправным, спутникам, у которых заканчивается топливо. С их помощью можно продлить их жизнь на орбите, а это вещь, выгодная в случае спутников связи, которые стоят сотни миллионов долларов. Также IAI собирается построить спутник для зарубежной фирмы с большим потенциалом.
– Проект «Берешит» прибылен для вас?
– Не все можно выразить в деньгах. Он принес известность и рекламу для IAI. Когда мы начали работу, то речь шла об одном луннике, но потом мы увидели, какие преимущества есть у «Берешит» с точки зрения стоимости, и какой широкий интерес имеется сейчас в мире по запуску научных миссий на Луну.
….
По поводу изготовления КА «Берешит» глава SpaceIL Антеби сказал, что ввиду ограничений по времени, массе и размеру КА, были выбраны обычные элементы от поставщиков, а не специально разработанные для аппарата. И у амуты все еще остался долг в сумме 10 млн долларов перед IAI.
….
Согласно документу, имеющемуся у «Мамон», 24 июня 2018 г. между IAI и SpaceIL было согласовано, что «амута отвечает за мобилизацию потребных денег для завершения проекта и запуска КА, в том числе покрытия долга в размере 10 млн концерну».
Директор предприятия «Мабат» Офер Дорон не жалеет о контракте с амутой. «Прилунение будет достижением Израиля, а не SpaceIL или IAI. Это проект, в котором участвовал миллион школьников, и их глаза сияли, точно как наши, когда мы строили лунник. Мы не могли отказаться от этого. А если мы продадим 4-5 таких аппаратов как “Берешит”, то вернем все наши вложения».