pkl>> Если вкратце, то ракетный двигатель твёрдого топлива, как это ни парадоксально, намного сложнее в изготовлении жидкостного.
Андрей1964> Обоснуй сложности РДТТ? В ЖРД ведь тоже используются материал не дешёвые ибо работать приходится с жутко токсичными веществами. А изготовление камеры сгорания ЖРД, насосов, баков, трубопроводов...
Главная технологическая сложность РДТТ - это изготовление монолитного топливного заряда, в котором не должно быть пустот, трещин, каверн и т.п. Также есть проблемы с перевозкой в горизонтальном положении - те же трещины могут возникнуть. В своё время с ПГРК и БЖРК намучились. Если там появятся пустоты, то, когда пламя до них дойдёт, горение пойдёт по всей поверхности этой каверны, с выделением продуктов сгорания, которым некуда деваться и... короче, полёт пойдёт со "спецэффектами":
или происходит прогар двигателя:
Причём, как ты видишь, двигатель, даже будучи разорванным пополам, продолжает работать, а полракеты - летать вокруг. Неуправляемой, естественно. Вот авария Дельты-2 в 1997-м:
Ещё момент - аварии РДТТ развиваются с бешеной скоростью, оперативно отключить их невозможно. Здесь причины однозначно установить так и не удалось, известно только, что взорвался СТУ. Грешат на слишком долгий срок хранения ускорителя, от которого топливо начало разлагаться. Хотя могли и технологию нарушить, твёрдое топливо должно быть однородным.
Вообще, хранение твердотопливных ракет - это отдельный геморрой, надо строго поддерживать температуру топливного заряда, буквально ± 0,5 градуса иначе твёрдое топливо начинает разлагаться и фигня получается, см.
.
pkl>> Далеко не случайно, что практически все ракетные державы начали с ЖРД
Андрей1964> Напомнить когда появились первые РДТТ?
Ой, только не надо мне про древних китайцев. Там были пороховые двигатели. В больших ракетах их не используют, единственный случай - РТ-1 С.П. Королёва, но идея оказалась тупиковой, её быстро забросили. Сейчас используют смесевое твёрдое топливо, со всеми его сложностями, описанными выше. Поэтому далеко не случайно, что все ракетные державы: Третий Рейх, СССР, США и др. начали с ЖРД. Единственные, кто начали с РДТТ - израильтяне, но они, как я подозреваю, опирались на помощь США. Бразильцы пытались ракету-носитель сделать, но подорвались на ней. Ракета взорвалась на стартовом столе и убила буквально всех специалистов по ракетной технике, которые были в стране - они собрались там, готовили ракету к пуску. Страна так и не оправилась. ЮАР ещё пробовали, но у них апартеид закончился.
Короче, РДТТ - это самые сложные химические ракетные двигатели. Чтобы их делать, надо иметь первоклассную химию, материаловедение, хорошо знать теорию горения. И просто уметь их делать.
pkl>> и понятно, почему: РДТТ требуют очень высокой культуры производства, дорогих материалов, в их случае сложнее реализовать охлаждение и управление вектором тяги двигателя
Андрей1964> Тоже самое присуще и ЖРД. Не находишь?
Да нет, конечно. Самопальные ЖРД сейчас энтузиасты делают.
Кстати, об управлении вектором тяги: в ЖРД система управления вектором тяги может быть интегрирована в сам двигатель, причём в роли гидравлической жидкости можно использовать один из компонентов топлива, а давление даст турбонасос. С РДТТ так не выйдет, там если сопло качать /представь себе гибкий тракт, работающий при температуре 2000 - 2500 градусов!!!/ - надо откуда-то брать рабочее тело и источник энергии. Можно ещё как в РТ-23, для которой сначала придумали клапана из вольфрама, чтобы выпускать продукты сгорания вбок, а потом, покачав головой, стали качать "башкой" ракеты. И совсем уж хреновый вариант - газоструйные рули из графита. Но это совсем уж хреновый - тяга падает, а рули постоянно отваливаются.
Андрей1964> Да ладно)))) И сколько срок службы РДТТ, если не секрет? Кмк, срок службы ограничен сроком хранения топлива этих двигателей
У Тополей, писали, 21 год, или уже 25, не помню точно. Производство УР-100, которые у нас ещё стоят на дежурстве, прекращено в 1985 г.