hsm> старые, пока ещё используют, да, и нет смысла их перечислять. Но речь идёт о вновь разрабатываемых, перспективных. Разрабатывать новые РН на вонючке, (тем более боране или берилии) - никому, из вменяемых, в голову не приходит.
Да, конечно, тут я не спорю, ракеты-носители должны быть кислородные. Керосин-кислородные или водород-кислородные. Метан - уже попил. Деньги, потраченные на разработку метановых двигателей никогда не отобьются, несмотря на то, что СПГ дешевле керосина или жидкого водорода.
Б.г.>> Так называемые "перспективные" двигатели - это чистый попил денег.
hsm> Да, да, конечно. Тем более - новые ракеты. Исключительно попил.
Есть ровно один удачный опыт замены старой ракеты на новую - Дельта IV Heavy может выполнять все задачи Titan IV, и, при этом, стоит дешевле и условно "экологически чище". Условно - потому что Медиум, всё равно, использует твердотопливные ускорители, которые вносят очень много грязи, начиная с хлороводорода.
Во всех остальных случаях крики, что "старая ракета чересчур дорога, поддерживать невозможно, надо делать новую" приводили только к увеличению расходов. И не приводили к заявленным благам, типа той же "экологической чистоты", потому что "внезапно выяснялось", что производство перспективных сплавов, или перспективных композитов, таки генерирует промышленные отходы разных классов опасности, в количествах, заметно превышавших таковые у старой ракеты.
hsm> Странно что жигулёвскую копейку таки сняли с производства, очень странно!
Вас никогда не удивляло, что старый мерседесовский движок мог пройти два миллиона километров, а нынешние - нет, не могут, никак? Но оставим в покое легковые автомобили, вернёмся к ракетам. Функционал ракеты подобен функционалу грузового автомобиля, а не легкового. Она - лишь средство доставки. А заказчика доставки интересуют лишь действительно важные параметры - срок, надёжность, цена и качество услуги. Его не интересует (в норме), дизельный или бензиновый двигатель у грузовика, не интересует, как часто требуется техобслуживание тому грузовику, который повезёт его груз. Ему требуется, чтобы этот груз поместился в грузовой отсек, чтобы способности грузовика соответствовали свойствам груза, и чтобы груз не повредился при перевозке.
И разработка новой ракеты - это всегда инициатива не заказчика перевозки, а владельца перевозящей компании. В норме.
А что мы имеем на самом деле? Инициатива разработки исходит от разработчика, потому что ему надо кормиться. Для того, чтобы отбить деньги на разработку, он должен заинтересовать перевозчика в новой ракете, вместо этого, разработчик объединяется в картель с перевозчиком, чтобы устанавливать свои цены. А иногда ещё и в картель с государством, чтобы не допустить конкуренции с другим перевозчиком (например, Китайским "Великим походом).
Б.г.>> ..."забота о планете" ...
hsm> Не понимающих важности "заботы о планете" - в наше время к подобным темам лучше вообще не подпускать. Всем будет много лучше.
Ха! Я не против защиты окружающей среды от вредных производств. Я против неолуддизма, который набирает обороты все последние десятилетия. Те же самые ветро- и солнечные электростанции приводят не к снижению сжигания ископаемого топлива, а к повышению. Потому что требуют маневренных мощностей большего размера, потому что требуют гигантских аккумулирующих объёмов, что тоже требует затрат ископаемого топлива.
Б.г.>> выбросов химической промышленности и энергетики.
hsm> Кто то уже задумывается о консервации углекислоты, а кого то радуют дымы над городом, всех цветов радуги... Ну да гадить на улице и помои в окно выливать то же кое где ещё практикуют.
Консервация углекислоты, в теории, это, конечно, хорошо. Но никакие консервирующие способности человечества не справятся с производством углекислоты в вулканах и мировом океане. Тут всё поставлено с ног на голову. Как например, в вопросе пересыхания Аральского моря. Оказывается, колебания его уровня и площади были и раньше, в доиндустриальные времена. Больше того, достоверно установлено, что его колебания в противофазе с Каспийским морем.
Но, по-прежнему, винят только отбор воды из Амударьи и Сырдарьи.