Корабли Морского Контроля (SCS—Sea Control Ships)—концепция, которую ненавидит все любители больших АВАВ. Анафема классического авианосного флота, мира огромных денег и амбиций. А в сути—КМК был ничем иным как кораблём, предназначенным для реальной войны—драться и погибать, когда уже деваться некуда было. И создавался он для того, чтобы “убрать наиболее важные корабли ВМФ США (АВАВ) из под начального удара на фронте” (On Watch. Стр 76). Зумвальт в своём рационале исходил из следующего: в случае большого конвенционного конфликта большие АВАВ должны были быть сохраняемы для ударных функций против наземных объектов и возможно кораблей противника, ну и плюс все остальные характерные и так знакомые всем нам задачи АУГ. Зумвальт рассчитывал на 12 АУГ в нормальной ситуации и на 15 в лучшем случае (ibid. стр 76). Задачи же, которые возлагались на КМК были следующими: КОНВОИ—первое и самое наиглавнейшее. Проводка конвоев в зонах , неприкрытых ничем. До 20 конвоев по рассчётам могло быть одновременно в океане в случае большого конвенционного конфликта с СССР. Снабжение НАТО в Европе тотально зависело (и зависит до сих пор) от возможности снабжения его путём Атланических СЛОК, держа их открытыми. Самое интересное, КМК вначале был отвергнут всеми профсоюзами, но потом один из профсоюзов прочно поддержал проэкт КМК—угадайте кто?? АВИАНОСНИКИ!!!!!! Задайте себе вопрос—почему?? В 1976 году этот секрет будет открыт вполне официально—Адмиралом Стейнсфилдом Тёрнером—важнейшей фигурой в продвижении Проекта 60. Корабль Морского Контроля по сути был ничем иным как миниатюрным авианосцем ПЛО, со вторичной защитной и ударной функцией в виде 3-4 СВВП Харриер и порядка 14 вертолётов ПЛО. Корабль имел вдзм порядка 17 000 тонн, был весьма быстрым-28 узлов, унифицированным на основе уже существующей флотской технологии, и самое важное—был в 8 (восемь!!!!) раз дешевле CVN.
Но давайте вернёмся прежде всего к КМК. На службе в ВМФ США их никогда не было и нет….но они были. Вся концепция прошла длительное тестирование через моделирование боевых ситуаций МК на базе USS Guam—LPH класса Иво-Джима, предназначенный для обеспечения десантных операций морпеха—был по сути 18 000 тонным вертолётоносцем. По своим основным ТТД как платформа Гуам был очень близок к предлагаемому КМК. Вплоть до осени 1973 года Гуам был посылаем в ключевые точки возможного конфликта. Ситауации, которые симулировались на Гуаме включали в себя ряд ключевых задач, возлагаемых на КМК: защита конвоев в Британо-Исландском “проёме” против дальней авиации, отражение атак ПЛ (чистое ПЛО) в океане, передовые дозоры ПВО в поддержку КУГ и АУГ (task forces), также как и передовые дозоры ПЛО и по надводным целям. (ibid. стр 116) Результаты были впечатляющими, более того—они превзошли все ожидания.
Но, опять это но—слово Элмо Зумвальту: “Но корабли Морского Контроля живут. Советский Военно-Морской Флот имеет уже два в составе флота и начал строительство третьего.” (On Watch. Стр 120) Зумвальт говорил о наших ТАКР пр. 1143. В 1982 году, в последний год своего пребывания “в должности” Хайман Риковер, выступая перед Комитетом Конгресса, на вопрос о том какую оценку он может дать своим кораблям с ЯЭУ дал ответ, который сотряс стены здания:”Я бы их все утопил к чёртовой матери!!!” На вопрос как долго смогут просуществовать его большие CVN в РЕАЛЬНОМ конфликте, его ответ был ещё более откровенным:”Они не протянут и 48 часов.”
Для передачи полученной информации о тактической обстановке по открытым и закрытым каналам телекодовой связи на вертолете ДРЛО Ка-31 установлен специальный комплекс связи. При высоте полета на уровне 1500-3000 метров передача телекодовой информации с борта воздушного судна возможна на расстояние не менее 150 км.
Крейсерская скорость – 220 км/ч.
Максимальная скорость – 255 км/ч.
Практическая дальность полета – 680 км.
Продолжительность полета – 2 часа 30 минут.
Темп же операций у палубников был ниже чем у забазированных на "землю" морпехов
..Конечно, эта ракета рассматривалась, как ядерная. Возник вопрос: как она поведёт себя при атаке средствами ПВО, сможет ли взорваться до того, как её собьют? Я специально съездил к академику Ю.Б. Харитону, одному из наших самых больших авторитетов в области применения ядерного оружия, чтобы получить полную ясность в данном вопросе. Он объяснил, что да, действительно, можно сделать опережающий подрыв боевой части ракеты, прежде, чем она будет поражена осколками ракеты-перехватчика. Оказывается, уже есть технические решения, как заставить сработать боевую часть нашей ракеты раньше, чем противник успеет разрушить цепи управления её ядерным зарядом.
Так появился ещё один сдерживающий фактор - "недотроги". Дело в том, что если противник даже собьёт такую дозвуковую крылатую ракету на пути к цели, она всё равно взорвётся на его территории и создаст тем самым какой-то коридор для тех, что идут следом.
На первых сотнях метров незащищённый человек не успевает увидеть взрыв и погибает без мучений (время зрительной реакции человека 0,1—0,3 с, время реакции на ожог 0,15—0,2 с).