Реклама Google — средство выживания форумов :)
Дополнительный аргумент сторонникам ненужности СВВП дали успешные испытания истребителей МиГ-29К и Су-33 с палубы ТАКР «Тбилиси», прошедшие осенью 1989 года: начатые разработкой на несколько лет позже Як-141, эти самолёты трамплинного взлёта и финишёрной посадки смогли опередить его, пока яковлевский СВВП стоял в ожидании доработки двигателя. Принципиальные преимущества СВВП, позволяющих поддерживать намного более высокую интенсивность боевых вылетов с палубы корабля в сравнении с обычными самолётами, перестали приниматься во внимание. Не помогло даже то, что, согласно спецификации кораблей проекта 11435, именно Як-141 являлся для этих ТАКР основным самолётом. Предвзятость в принятии решения о выборе Су-27К/Су-33 в качестве единственного палубного самолёта для ТАКР «Адмирал Кузнецов» проявилась также и в том, что этому решению никак не помешала безвозвратная потеря двух опытных образцов Су-33 в авариях (в 1988 и 1991 годах), в то время как единственный потерянный в аварии 1991 года Як-141, в принципе, подлежал восстановлению
Взлёт с коротким разбегом Як-41М выглядел более спокойным по сравнению с динамикой трамплинного взлета Су-27К и МиГ-29К. По времени разгон «Яка» был несколько выше, но организовать групповой взлёт Як-41М предлагалось проще и по времени быстрее, используя при этом нетрадиционные варианты взлета. Много внимания проблеме организации группового взлёта уделял А. А. Синицын. Мы с ним ходили и промеряли палубу, составляли варианты предстартовой расстановки машин и разрабатывали предложения по достижению безопасных условий взлёта. Эти условия были связаны и с некоторыми доработками элементов палубы, не требующими создания сложных устройств и больших затрат. К таковым, в частности, относились мероприятия, связанные с устранением мелких палубных конструктивных помех.
Согласно проектной спецификации, авиагруппа крейсеров проекта 11435 должна была состоять из 50 самолётов и вертолётов, а основным самолётом должен был стать многоцелевой истребитель вертикального взлёта и посадки Як-141. По своим лётным характеристикам, возможностям вооружения и оборудования это был вполне современный для конца 1980-х годов лёгкий истребитель четвёртого поколения, не уступающий американскому современнику F/A-18 Hornet ни в чём, кроме боевой нагрузки[23]. Дополнительно расширять возможности ТАКР в обеспечении ПВО дальней зоны и нанесении авиаударов на большую дальность должны были тяжёлые истребители Су-27К, а также лёгкие истребители трамплинного взлёта МиГ-29К. Возможность взлёта и посадки на палубу обычных самолётов также страховала новые крейсера от возможных задержек с основным СВВП[24], гарантируя, что и без него корабли смогут получить вполне современную и мощную авиагруппу.
В перспективе ТАКР проекта 11435 должны были получить на вооружение также самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) Як-44, рассчитанный на взлёт с трамплина при разбеге не более 180 м; в габариты самолётоподъёмников ТАКР этот крупный самолёт не влезал даже со сложенными плоскостями, поэтому хранить его предполагалось на полётной палубе, не опуская в ангар.
Вместе с тем, за исключением только многоцелевых авианосцев США, по своим ударным возможностям она заметно превосходила авиагруппы любых других кораблей - в том числе даже французские авианосцы типа Clemenceau, рассчитанные на классическую авиацию катапультного старта. При формально равном числе аппаратов (до 36 на советском, до 40 на французском корабле) и примерно равных весах и боевых нагрузках самих самолётов[13] советские корабли могли обеспечить намного более интенсивную боевую работу за счёт особенностей СВВП: по сравнению с классическими самолётами их на той же площади палубы можно разместить в 1,5-2,5 раза больше, а темп взлётов и посадок Як-38 был выше французских палубных машин в 3-5 раз.
На первый взгляд, парадоксальная ситуация: корабль избавился от «крейсерского» вооружения, максимально оптимизирован именно для авиации, а численность авиагруппы не выросла. Ранее такое происходило при модернизации авианосцев под более тяжёлые машины[9], но в данном случае это не объяснение: взлётный вес, как и боевые возможности Як-141 (на которые рассчитывался крейсер) и МиГ-29К (под которые его перестроили в авианосец) вполне сопоставимы. Основная причина того, что авианосец «Викрамадитья» несёт примерно столько же машин, сколько и авианосный крейсер «Баку», лежит в принципиальных отличиях эксплуатации с палубы обычных и вертикально взлетающих аппаратов: первые требуют намного больше пространства на полётной палубе - как для взлётов и посадок, так и для руления - по сравнению с СВВП[10].
При формально равном числе аппаратов (до 36 на советском, до 40 на французском корабле) и примерно равных весах и боевых нагрузках самих самолётов[13] советские корабли могли обеспечить намного более интенсивную боевую работу за счёт особенностей СВВП: по сравнению с классическими самолётами их на той же площади палубы можно разместить в 1,5-2,5 раза больше, а темп взлётов и посадок Як-38 был выше французских палубных машин в 3-5 раз
МиГ-35 до последнего момента оставался темной лошадкой, но, в конечном итоге, и его поражение можно было предвидеть. В последние два года регулярно появлялись сообщения о том, что российский истребитель на испытаниях продемонстрировал хороший боевой потенциал, но индийцев не устроили его двигатели. Как пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в "Рособоронэкспорте", в письме, полученном от министерства обороны Индии содержатся 14 пунктов, в которых детально разбираются недостатки МиГ-35.
Подробности о недостатках не раскрываются, однако известно, что одна из претензий касается двигателей. На МиГ-35 устанавливаются двигатели РД-33МК, модернизированная версия РД-33 1972 года выпуска с увеличенной до 89 килоньютонов форсажной тягой. Возможно, именно тот факт, что РД-33МК является глубокой модернизацией старой силовой установки, индийцы и сочли недостатком. Кроме того, программа разработки МиГ-35 еще не завершена; серийное производство истребителя запланировано на 2013-2014 год, что тоже вряд ли прибавило привлекательности российскому самолету.
Поражение МиГ-35 было предсказуемым еще и потому, что доля российских самолетов в составе ВВС Индии быстро приближается к 50 процентам. При этом военная стратегия страны предполагает диверсификацию вооружений, а значит массовые поставки Су-30МКИ, МиГ-29К/КУБ и ряда других самолетов в Индию, а также совместная разработка истребителя пятого поколения FGFA на базе Т-50 (ПАК ФА) фактически стали залогом поражения МиГ-35 в MMRCA. Не помог даже приезд президента Дмитрия Медведева в Индию в декабре 2010 года.
Ответы от возможных поставщиков предполагается получить к середине мая 2017 года. Ответы должны включать информацию о том, является ли предлагаемый поставщиком палубный истребитель однодвигательным или двухдвигательным; использует ли он катапультный (CATOBAR) или трамплинный (STOBAR) старт; является ли самолет эксплуатируемым в настоящее время или только разрабатываемым; оснащен ли он нашлемной системой целеуказания, широкоформатными индикаторами, автоматической системой посадки и бортовой РЛС с АФАР. Самолет должен быть также оснащен тепловизионной системой обнаружения целей и лазерным дальномером.
Вооружение палубного истребителя должно включать встроенную пушку и шесть ракет класса "воздух-воздух" (четыре средней/большой дальности и две малой дальности). Самолет должен иметь возможность нанесения ударов по наземным и надводным целями и быть способен к интеграции индийских систем вооружения.