Скорострельная артиллерия должна попадать в ракеты, а ракеты - эти попадания выдерживать
Вокруг проблемы явной слабости автоматических пушек 30-мм калибра, ставшей поводом для серьезных опасений за состояние ближней противовоздушной обороны (ПВО) отечественного флота, существует негласный заговор молчания. Заговор, непонятно чем вызванный: то ли полной потерей надежды на ее успешное решение, то ли нежеланием признать допущенные в прошлом ошибки. Или же вовсе всеобщим безразличием ко всему, что не касается собственного благополучия.
Правда, на это и денег нет. Но в то же время я уверен, что нависшая над надводными кораблями смертельная угроза, созданная новоиспеченной дьявольской парой - глобальной системой позиционирования GPS, позволяющей определить положение корабля в Мировом океане с точностью до десятка метров, и противокорабельными крылатыми ракетами, способными с дальности в сотни и тысячи километров нанести неотвратимый удар по этому кораблю, - рано или поздно заставит вновь обратиться к этой проблеме.
После выхода статьи вице-адмирала Евгения Волобуева и профессора Владимира Медведева (НВО, # 48, 2004) уверенность эта только окрепла. Авторы публикации не только с разных позиций подтвердили слабость нашего 30-мм шестиствольного корабельного автомата АК-630, но и точно указали те две цифры, реализация которых необходима в этом автомате (КВО менее одного миллиарда, коэффициент корреляции между выстрелами менее 0,4). Они также подтвердили, что переход на более крупный калибр является наиболее рациональным путем решения проблемы ближней обороны кораблей.
ЗАУПОКОЙНУЮ КОРАБЕЛЬНЫМ АВТОМАТАМ ПЕТЬ РАНО
В литературе описаны многочисленные случаи поражения кораблей крылатыми ракетами, но не известен ни один факт сбития в боевой обстановке ПКР (противокорабельной крылатой ракеты) огнем ПВО корабля. ПКР быстро совершенствуются, становятся сверхзвуковыми, обретают невиданную маневренность. Уже в 80-х годах все чаще высказывалось мнение, что надводные корабли постепенно превращаются в плавучие мишени для крылатых ракет, что надводные флоты в целом обречены.
Но вот в 1991 году в журнале "Defence" появляется статья "Голкипер", которая сразу вызывает огромный интерес специалистов. Согласно публикации, в апреле 1990 года силами ВМС США была установлена система "Голкипер", имеющая в своем составе 30-мм семиствольную пушку GAU-8, на блокшив списанного эсминца "Стоддард". В августе 1990 года в ракетном центре Пойнт Магу на Тихоокеанском побережье Америки начались испытания этой системы на поражение ПКР. "Голкипер" продемонстрировал стопроцентный результат: во время залпового пуска три ракеты "Экзосет", три ракеты "Гарпун" и столько же движущихся со скоростью 3М мишеней "Вандал" были уничтожены системой "Голкипер". Руководство ВМС США, однако, посчитало, что результат не был стопроцентным, - поскольку обломки одной из пораженных ракет "Гарпун", продолжая двигаться по инерции, попали в судно-мишень.
Нет оснований безоговорочно доверять этим данным. Видимо, результаты заявлены лучшие. Причем впоследствии приводились и другие результаты стрельб, в том числе и более низкие. Но в целом же мировая военно-техническая пресса дала однозначно высокую оценку установке "Голкипер".
Следует отметить, что 30-мм семиствольная пушка GAU-8 "Эвенджер" первоначально разрабатывалась для вооружения штурмовика А-10, предназначенного в основном для уничтожения бронированных целей противника на поле боя. Размещение более чем шестиметрового тела огневой установки внутри фюзеляжа самолета представляло собой весьма сложную инженерную задачу. Пушка (а точнее, самолет, вооруженный этой пушкой) получила широкую известность после операции "Буря в пустыне", в ходе которой штурмовиками А-10 было уничтожено более 500 иракских танков. Имелось неподтвержденное сообщение о том, что звено из двух самолетов А-10 в течение дня уничтожило 17 иракских танков.
"ГОЛКИПЕР" VERSUS АК-630
В чем же причина высоких результатов установки "Голкипер" и чем она отличается от отечественной 30-мм корабельной установки АК-630, также построенной по схеме Гатлинга? Полностью разделяю данную Волобуевым и Медведевым оценку обеих систем как выдающихся созданий инженерной мысли. По ряду показателей установки, спроектированные для решения одной и той же задачи, схожи (см. таблицу #1).
Первое и главное отличие "Голкипера" состоит в резком повышении точности стрельбы (КВО равно 0,7-1,2, т.е. в среднем в 3,5 раза меньше, чем в АК-630). Это стало возможным благодаря применению "уникальной", по оценкам западной прессы, системы управления огнем, разработанной голландской компанией "Сигнал Аппаратен" на базе системы VL4/41 "Флайпетчер", которая достаточно широко применяется в зенитно-ракетных комплексах сухопутных войск. Все элементы системы (когерентно-импульсная система РЛС, РЛС сопровождения с антенной Кассегрейна, стабилизированная платформа и др.) хорошо известны, и основная заслуга фирмы заключается в том, что она добилась стабильной и безотказной работы установки. При продолжительности типовой очереди 3 с (190 снарядов) в боевую часть ПКР попадает не менее 12 снарядов.
Другой главной особенностью "Голкипера" является наличие в боекомплекте бронебойных снарядов. В боекомплекте АК-630 нет даже калиберной бронебойной "болванки", не говоря уже о составном калиберном снаряде с тяжелым сердечником или о подкалиберном снаряде с отделяемым поддоном. Есть только осколочно-фугасно-зажигательный (ОФЗС) и осколочно-трассирующий (ОТС) снаряды, которыми патронная лента комплектуется в пропорции 10:1, причем ОТС имеет слабое поражающее действие и фактически предназначен только для обозначения траектории.
В настоящее время установлено, что прямое попадание ОФЗ снаряда в крылатую ракету, как правило, не приводит к ее уничтожению. При разрыве снаряда на внешней обшивке ПКР или при небольшом заглублении в ее корпус ракета способна продолжать полет. Единственным надежным способом поражения является пробивание снарядом корпуса боевой части и инициирование детонации заряда взрывчатых веществ (ВВ).
В современных противокорабельных крылатых ракетах в носовой части, как правило, находится блок управления, а боевая часть располагается за ним. Поэтому снаряд должен сначала пробить достаточно массивный и протяженный набор аппаратуры, а затем уже войти в корпус боевой части (БЧ). На первом этапе "Голкипер" комплектовался тем же бронебойным снарядом, что и авиапушка "Эвенджер", - калиберным снарядом PGU-14/B c вольфрамовым сердечником. Снаряд обладал недостатками, характерными для калиберных составных снарядов, - заметной потерей скорости и склонностью к рикошету на малых углах подхода. Впоследствии специально для "Голкипера" был разработан новый бронебойный снаряд MPDS.
Первая часть этого термина, впервые появившаяся в боеприпасном словаре, может быть переведена как "ракетобойный", и, таким образом, MPDS расшифровывается как ракетобойный (противоракетный) снаряд с разделяющимся поддоном. Отделение поддона происходит в два этапа: сначала боковые сегменты, затем донная часть. Подкалиберный снаряд выполнен из вольфрамового сплава, состав и физико-механические свойства которого не раскрываются. Насколько можно судить по косвенным данным, одна из проблем связана со стойкостью снаряда при высокой скорости удара. Эта проблема может перерасти в весьма серьезную при обстреле высокоскоростных ПКР. Крылатые ракеты постепенно переходят в сверхзвуковой диапазон. В таблице # 2 представлены характеристики отечественных сверхзвуковых ПКР.
При стрельбе в лоб подлетающей ЗМ-ракете результирующая скорость встречи может доходить до 2000 м/с. При такой скорости может происходить разрушение снаряда на первой же преграде с резким падением глубины проникания в последующие преграды. Судя по поражению "Голкипером" сверхзвуковой (ЗМ) мишени "Вандал", этот недостаток в снаряде MPDS был успешно устранен.
РОЙ ПОДКАЛИБЕРНЫХ СНАРЯДОВ
Итак, ситуация в сфере противоборства ПКР с кораблем создает сложные проблемы для разработчиков как корабельных автоматов, так и самих крылатых ракет. Из сказанного следует главный вывод - заупокойную корабельным автоматам, а вместе с ними и кораблям петь еще рано. Бороться скорострельными пушками с ПКР можно и нужно. Безусловно, необходимым условием для этого является введение в боекомплект бронебойного снаряда и желательным условием - увеличение в 2-3 раза точности стрельбы.
Спорный же вопрос выбора оптимальной комбинации "калибр-скорострельность" окончательно может быть решен только путем сравнительных испытаний 30- и 40-мм установок. Отсюда вытекает необходимость срочной разработки опытного образца 40-мм многоствольной пушки со скорострельностью 3000-3500 выстрелов/мин. В целях экономии времени и средств 40-мм патроны с бронебойными снарядами для опытных стрельб могут быть закуплены за рубежом. Наиболее известными производителями 40-мм патронов в Европе являются фирмы "Бофорс АБ" (Швеция), "Диль" (ФРГ), "Фабрик Насьональ" (Бельгия).
Что касается обратной стороны проблемы - прорыва нашими ПКР ближней корабельной ПВО противника, вооруженной "Голкиперами", - то здесь конструктора ракет сталкиваются с весьма серьезными трудностями. Поражение цели крылатыми ракетами определяется в первую очередь тем, насколько успешно они пройдут через густой рой подкалиберных снарядов. 12 попаданий в ракету - это очень много, а она должна выдержать их.
Общие рекомендации здесь известны. В первую очередь это использование в боевых частях ПКР малочувствительных к удару взрывчатых веществ, например, триаминотринитробензол (ТАТБ). Это же касается твердотопливных зарядов реактивных двигателей ракет. Необходимо увеличивать толщину полубронебойной боевой части, в том числе, возможно, и за счет снижения массы заряда ВВ. Конструкция ударного взрывателя БЧ должна исключать взрыв от перегрузок при попадании в нее бронебойного снаряда. Важно многократно дублировать системы управления. В обязательном порядке должно быть введено в тактико-технические условия требование по устойчивости ПКР к прямым попаданиям нескольких подкалиберных снарядов.