Самым большим минусом морского компонента СЯС является то, что на боевом дежурстве ПЛАРБ находятся в международных водах, где нет возможности ограничить активность противника. Иными словами, противник может осуществлять неограниченное развёртывание своих кораблей, подводных лодок, авиации, автономных датчиков и перспективных подводных и надводных беспилотных комплексов.
Можно предположить, что в ближайшей перспективе количество автономных датчиков, подводных, надводных и воздушных беспилотных аппаратов, способных осуществлять поиск ПЛ, будет только возрастать. Также будут возрастать характеристики датчиков, а высокопроизводительные вычислительные средства, в том числе на базе нейросетей, помогут эффективно осуществлять отслеживание практически всех крупных объектов в мировом океане в режиме реального времени.
В этих условиях обеспечить приемлемую степень выживаемости морского компонента СЯС может только флот, сопоставимый с флотом противника, способный хотя бы в ограниченном районе создать зону A2/AD (anti-access and area denial – ограничение и воспрещение доступа и манёвра).
В случае, если такая возможность отсутствует, ПЛАРБ может отслеживаться противником на всём протяжении маршрута. В случае принятия противником решения о внезапном обезоруживающем ударе все ПЛАРБ будут уничтожены, причём информация об этом может быть получена с существенной задержкой. Учитывая количество ядерных боеголовок на одной ПЛАРБ, уничтожение хотя бы одной из них нанесёт существенный урон российскому ядерному потенциалу.
Повысить защищённость ПЛАРБ от противолодочной авиации могут подводные зенитно-ракетные комплексы (ЗРК). На новейшей французской атомной подводной лодке (АПЛ) «Suffren» класса «Barracuda SNA» установлен ЗРК самообороны подводного базирования A3SM, разработанный совместным подразделением концернов MBDA и DCNS, и способный осуществлять запуск из-под воды модифицированной ракеты воздушного боя средней дальности MICA-IR с двухдиапазонной инфракрасной головкой самонаведения. Запуск стартовой капсулы с зенитной ракетой осуществляется из торпедных аппаратов калибра 533 мм.
Учитывая, что Россия является лидером в создании ЗРК различных классов, можно предположить, что нам вполне по силам оснастить наши ПЛ комплексами противовоздушной обороны, например, на базе ЗРК «Витязь», с ракетами с активной радиолокационной головкой самонаведения (АРЛГСН) или инфракрасной головкой самонаведения (ИК ГСН).
Ещё более радикальным решением может стать создание ПЛАРБ и многоцелевой АПЛ (МЦАПЛ) на базе одного проекта. По неподтверждённым данным, такое решение уже рассматривалось отечественными разработчиками, однако в настоящее время о создании ПЛАРБ на базе данного проекта не упоминается. Очевидно, что реализация такого решения имеет объективные трудности из-за значительных габаритов БРПЛ, но скорее всего они могут быть преодолены при создании перспективных ракет.
В этом случае может быть создана универсальная платформа, способная нести как крылатые, так и баллистические ракеты. Количество БРПЛ на борту такой АПЛ будет ограничено, например, четырьмя ракетами. Основным преимуществом будет то, что при строительстве большой серии АПЛ на базе универсальной платформы, отличить ПЛАРБ от МЦАПЛ будет практически не возможно. Соответственно, при грамотной организации выхода АПЛ и ПЛАРБ в море противник никогда не сможет понять, гоняется ли он за ПЛАРБ или за МЦАПЛ.
Необходимо отметить, что для морского компонента СЯС система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) имеет минимальное значение, важно лишь чтобы сохранилась возможность получения приказа о нанесении ядерного удара. Если ПЛАРБ не обнаружена, то запуск может быть осуществлён и после поражения других компонент СЯС, а если ПЛАРБ обнаружена, то она будет уничтожена ещё до того, как СПРН обнаружит запуск ракет противника.
ТТХ ракеты:
Длина - 11.4 м
Диаметр корпуса - 1.28 м
Масса стартовая - 13500 кг
Масса СУ - около 95 кг
Гарантийный срок эксплуатации - 10 лет
Периодичность проведения регламентных работ - 3 года
Типы БЧ: ядерная моноблочная ЦС-804.
Как-то командующий флотом адмирал флота Г.М.Егоров подбросил нашей эскадре вводную - найти районы патрулирования норвежских ПЛ. Они очень досаждали флоту. Практически ни одна из наших атомных ПЛ не могла войти или выйти из главной базы, незаметно для них. О их присутствие поблизости мы знали, но требовалось найти способ как обойти их позиции? Нам было предложено осуществить поиск районов зарядки аккумуляторных батарей, и, уцепившись за лодку,проследить за ней до прихода в район патрулирования. Эскадра выделила две пары ПЛ, действовавших в составе тактических групп. Безрезультатно. Много позже было установлено, что норвежские "Коббены" перед выходом загружают одноразовые источники тока. Их ёмкости хватало на 15 суток патрулирования. Так что районов зарядки у них просто не существовало. Эти лодки западногерманского производства оказались опасным противником. Имея водоизмещение 350 тонн, они вооружены восемью ТА, расположенными по кругу, как патроны в барабане револьвера. В каждый аппарат они имеют возможность загружать две противолодочные торпеды Мк37С. Система телеуправления позволяет управлять одновременно двумя торпедами. Лодки исключительно малошумные, в первую очередь, за счёт ликвидации электромеханических преобразователей.
Дизель-электрическая, трёхвальная. Б-103, К-129 — советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 629А. Основное вооружение — ракетный комплекс Д-4 с тремя баллистическими ракетами Р-21 в ограждении рубки (первая советская БРПЛ подводного старта).
Ракета Р-21 имела длину 12,9 м и корпус диаметром 1,4 м. Стартовый вес составлял 16,6 т. При выходе из шахты ракета должна была двигаться со скоростью порядка 16,5 м/с, на поверхности воды скорость достигала 30 м/с. Максимальная скорость полета (при стрельбе на максимальную дальность) составляла 3439 м/с. Максимальная дальность определялась на уровне 1420 км.
29 марта 1958 года подлодка С-229 вышла на полигон с изделием С4.5 на борту. С глубины 30 м при скорости 3,5 узла и волнении 2 балла субмарина успешно запустила макет.