Маневр был произведен в момент наибольшего сближения двух спутников, плоскости орбит совпадали, итоговые расстояния колебались от 150 до 300 километров, причем параметры орбиты были подобраны так, чтобы при выходе из тени Земли «Космос-2542» находился с одной стороны USA 245, а уходя в тень — с другой. Видимо, это было сделано, чтобы сфотографировать американский аппарат с разных ракурсов.
Но примерно в это же время USA 245, по-видимому, выполнил еще один маневр, пытаясь усложнить задачу российскому аппарату. Судя по проекции их орбитальных параметров на тот момент, минимальное расстояние сближения аппаратов должно было резко вырасти, чтобы затем, в феврале, их орбиты разошлись.
Но, похоже, российский аппарат сделал еще один маневр, снова выйдя на сближающуюся орбиту. USA 245 не остался в долгу, включив двигатели, скорее всего, 3 февраля. Теперь аппараты должны сблизиться примерно 24 февраля, но логично ожидать от них новых маневров.
Вполне возможно, нас ждет продолжение игры в догонялки: российский аппарат будет выходить на орбиту неподалеку от американского, а тот, в свою очередь, станет уклоняться от сближения с «коллегой». Но бесконечно это продолжаться не может — каждый маневр требует топлива, запасы которого у обоих участников «гонки» сильно ограничены.
Возможность изменить свою орбиту считают в метрах в секунду. Это параметр ΔV, с помощью которого оценивают запас топлива, необходимого для соответствующего изменения скорости. Любой орбитальный маневр — подъем орбиты, торможение, смена наклонения орбиты — требуют расхода топлива и определенного ΔV. Причем, если подъем орбиты на километр требует немного — порядка 5 сантиметров в секунду, то смена плоскости орбиты на один градус — 290 метров в секунду.
Поэтому возможности космических гонщиков сильно ограничены. Аппарат, первым исчерпавший ΔV, останется без топлива и проиграет — к нему можно будет приблизиться (или от него можно будет сбежать) совершенно беспрепятственно.
Но пока можно в свое удовольствие наблюдать, как «наш» разведчик следит за «их» шпионом. С точки зрения закона в нейтральном космосе летать рядом с чужим аппаратом не запрещено, чем и пользуются спутники-инспекторы разных стран, подслушивая и подсматривая друг за другом.
Барьер с γ = 15° при Θ 0= 30° перекрывает межвитковое расстояние только с высоты 850 км при наклонениях, больших широты РЛС. Максимальная дальность в барьере (на высоте 2500 км) – 3700 км. Длина барьера –100°.
Вертикальный барьер не покрывает межвиткового расстояния при наклонениях, больших широты РЛС. При меньших наклонениях максимальная дальность на малых углах места нужна такая же, как в пригоризонтном барьере, но требуемая дальность довольно быстро спадает с увеличением этого угла. Максимальная длина барьера получается при наклонениях, близких к широте РЛС и составляет около 50°. Длина барьера и перепад дальностей в барьере уменьшаются при уменьшении наклонения. Минимальные наклонения те же, что и для пригоризонтного барьера. Для наблюдения КО на больших высотах межвитковое расстояние перекрывается с запасом, так что можно использовать только верхнюю часть барьера, где дальности меньше.
Результаты моделирования показали целесообразность использования всех трех барьеров. Пригоризонтный барьер должен закрывать диапазон высот от 200 до 800-850 км. Длина барьера – 90°. Максимальная дальность в нем –3000 км. Барьер на угле γ +Θ 0= 45° должен закрывать высоты более 800-850 км и наклонения выше 35-40°. Длина барьера – 100° . Максимальная дальность в нем – 3700-3800 км. Вертикальный барьер должен закрывать высоты 850-2500 км и наклонения менее 30°. Длина барьера – 40-50°. Максимальная дальность, необходимая для перекрытия межвиткового расстояния – 3800 км.
За время прохождения целью барьера, ширину которого имеет смысл выбирать равной ширине передающего луча Δθ, должно пройти n периодов обзора (примерно 5-8), чтобы произвести обнаружение (по критерию m из n ) и завязать траекторию для начала сопровождения.
Для выполнения основных задач ККП в составе системы должны работать, как минимум, одна РЛС обнаружения НОКО с ФАР и несколько многофункциональных РЛС сопровождения и измерения радиолокационных характеристик КО в диапазоне высот от 200 до 40000 км.
РЛС обнаружения должна иметь произведение средней мощности на площадь приемной антенны не менее 109 вт м2 при ширине луча на передачу не менее 3 кв град, зону электронного сканирования не менее 120° , СКО измерения дальности не более 100 м, углов не более 5 угл. мин и ЭПР цели не более 1-2 дб. Искать КО в диапазоне высот 200-2500 км целесообразно в трех барьерах: в пригоризонтном, в горизонтальном на угле места в центре сектора сканирования 45° и в вертикальном. Максимальная дальность обнаружения 3800 – 4000 км. Максимальное количество одновременно сопровождаемых целей без прекращения обзора должно быть не менее 100 (чтобы обеспечить, при необходимости, восстановление каталога КО). В РЛС должен быть реализован режим работы по ВОКО с накоплением сигнала на дальностях до 40000 км. РЛС должна работать в дециметровом диапазоне.
РЛС сопровождения и измерения некоординатных характеристик КО должна работать в сантиметровом диапазоне, иметь произведение PS≥(1…3) 107 вт м2, ширину спектра сигнала до 1-2 Ггц, размер антенны не менее 15-20 м, сектор электронного сканирования не менее 10°. В РЛС должен быть реализован режим когерентной обработки длинных (до 100 сек) серий сигналов для работы по ВОКО и формирования радиоизображений.
РЛС целесообразно размещать на юге территории страны. Число и размещение РЛС сопровождения зависят от требований к оперативности обновления информации и глобальности контроля ВОКО и, разумеется, от выделяемых средств.
Все НОКО проходят через зону РЛС, перекрывающую межвитковое расстояние, от одного до четырех (если наклонение орбиты больше чем на 10° превышает широту РЛС) раз в сутки.
Статья IV
Государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размешать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом.
Луна и другие небесные тела используются всеми государствами — участниками Договора исключительно в мирных целях. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров.
В договоре предлагалось не только ввести запрет на размещение в космосе оружия любого вида, но и запретить применение (или угрозу применения) военной силы против космических объектов.
Спутник «Аурига» разработан в соответствии с мировым стандартом микроспутников CubeSat и имеет форм-фактор 16U. В качестве полезной нагрузки в составе КА «Аурига» размещена оптико-электронная система (ОЭС), представляющая собой камеру высокого пространственного разрешения для съёмки Земли в видимом диапазоне. Уникальными особенностями микроспутника являются его компактные габариты и малая масса в сочетании с производительностью оптико-электронной системы и высоким пространственным разрешением. При габаритных размерах КА 250х250х450 мм и массе всего 18 кг он способен отснять и передать на наземные средства приёма данные ДЗЗ в объёме до 550 тыс. км2 в сутки. При этом пространственное разрешение ОЭС с целевой солнечно-синхронной орбиты высотой 600 км составит 2,8 м на пиксел в надир с полосой захвата в 30 км.