Рассмотрим сравнение коммерческой привлекательности экранопланов и судов на воздушной подушке. Для этого обратимся к материалам двух профильных сайтов. Первый - «Водный транспорт», бесспорно самая крупная база фотоматериалов по отечественным, а также зарубежным морским и речным судам. Смотрим в раздел
«Скоростные пассажирские суда» и видим, что в разделе «Экранопланы» отечественных образцов 3 (три!) и один иностранный. В эксплуатации ни одного. А вот в разделе «Суда на воздушной подушке» одних проектов 36 штук (на порядок больше!). И большинство судов в реестре помечено как находящиеся в эксплуатации. Диапазон эксплуатантов - от силовых ведомств до частных лиц, география - «от южных морей до полярного края», размерность тоже любая. Может быть на этом ресурсе по какой-то причине игнорируют экранопланы?
Смотрим другой ресурс. «Сделано у нас» обожает всякие новости отечественной промышленности, следовательно скрывать сведения о новинках отечественного транспорта им ни к чему. Набираем
«экраноплан» и смотрим, какие же новости связаны с этим словом. В текущем году про них не говорили, в 2019 году к экранопланам непосредственно относятся: «Проекты тяжелых экранопланов взлетной массой до 800 тонн», «Российский экраноплан «Орион-10» превзошел все ожидания», «В России создается тяжелый аварийно-спасательный экраноплан», «В России готовятся испытать новый экраноплан с солнечными батареями «Шторм-600». А по тегу
«СВП» за 2020-2019: «АО ФЛОТ отгрузило заказчику судно на воздушной подушке МАРС-25», «Свердловские спасатели получили новый катер на воздушной подушке «Славир-6», «Управление Росгвардии по ЯНАО получило новое СВП», «Ходовые испытания морского СВП «Барс», «Два пассажирских СВП отправлены в Самбург и Хайхэ (Китай)», «ХОВЕРКРАФТ начал ходовые испытания морских СВП «Нептун 23».
Четыре против шести и при этом в приложении к экранопланам речь идет в основном о проектировании, а СВП - поставляются заказчикам (в том числе и иностранным). И здесь «перспективный, высокоскоростной, амфибийный, комфортабельный ets.» транспорт популярностью не пользуется.
Время сделать выводы. А они, как мне представляется, вполне наглядны. Ни коммерческой, ни военной привлекательностью в настоящее время и в ближайшей перспективе экранопланы не обладают. Они начинали разрабатываться одновременно с СВП, но если «подушки» давно освоены в массовом производстве и широко эксплуатируются, то с экранопланами всё уже полвека идёт в режиме: «счас-счас, вот-вот перспективная разработка не имеющая аналогов будет готова выйти на завершающие испытания». Похоже «рыночек порешал» (тм).